Кубанские Новости
Кубань 2000-2018 08.02.2018 14:11
Лилия Гикало

Болезненное ЕГЭ для школ и равнение на детские сады

За последние 20 лет реформирование школ, вузов, профессионального звена стало настолько привычным, что уже само понятие «образование» не мыслится без постоянных корректировок.

Но так было не всегда. В девяностых годах прошлого века, когда страна резко изменила экономические и социальные ориентиры, поменялся и вектор общественных приоритетов.

Российская и кубанская школа в новую систему координат встраивалась болезненно и рывками. У всех на слуху внедренная в середине двухтысячных система единых государственных экзаменов.

Значение ЕГЭ трудно переоценить, но перемены в школе этим не исчерпываются. Постсоветскому образованию необходимо было решать проблему устаревшей и изношенной материальной базы, что требовало кропотливых многолетних усилий и финансовых затрат. В девяностых эти затраты как-то сами собой легли на плечи родителей. В двухтысячных край снова стал инвестировать в образование, сообщает «Кубань 24».

Поступательное и планомерное движение началось только после 2003 года, когда на Кубани были сформулированы первые целевые программы по развитию отрасли. По словам председателя комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктора Чернявского, реанимацию образовательной системы тогда начали с увеличения бюджетного финансирования.

«Судите сами. В одной из краснодарских школ родители жаловались, что приходится закупать парты, чтобы дети могли учиться. Оказалось, что покупать нужно даже не сами парты, а крышки к ним...» - вспоминает тот период Виктор Чернявский. Одним из первых шагов, которые тогда сделала краевая власть, стало выделение 150 миллионов рублей на закупку школьных парт. Потом обратили внимание на оснащение пищевых блоков школьных столовых. Следующим шагом стала реализация программы «Школьный автобус».

«Не просто побелить-покрасить»

Целевое финансирование школьных преобразований, обозначенное отдельной строкой в бюджете края, позволило добиться значительных результатов. Но по настоящему ситуацию удалось выровнять только после 2014 года, когда средства на эти задачи стали выделять из центра по федеральному проекту «Модернизация образования». Вот тогда-то в кубанской школе и узнали, что такое интерактивная доска, новые компьютеры, современный медицинский кабинет, отремонтированный стадион. Кстати, именно сейчас работает программа капитального ремонта школьных спортивных залов. А это не просто побелить-покрасить. По задумке авторов программы, деньги выделяют на капитальный ремонт помещений, обустройство раздевалок и душевых комнат. Еще одно направление, которое пришлось освоить, - реализация программы «Школьные окна». И, наконец, оснащение и ремонт школьных туалетов. Для переустройства школы сегодня используются разные источники финансирования и задействованы бюджеты разного уровня.

Параллельно с обновлением материальной базы учебных заведений осуществляется поддержка учителей. Здесь обозначенный ориентир - зарплата не ниже среднекраевой в экономике, плюс предоставление педагогам льгот, в том числе и коммунальных.

Фото: vincischool.org

Успевать за растущей рождаемостью

Сегодня Краснодарский край приступил к самой, пожалуй, сложной задаче — масштабному строительству новых школ. Такого не было давно. Более 30 лет одна-две новые школы на край в год казались пределом мечтаний. Но ситуация изменилась и тут. В 2017 году на Кубани сдали семь новых школ. На 2018 год намечена сдача еще восьми. Регион намерен в обозримом будущем покрыть растущие нужды в новых учебных местах. Каковы они?

В комитете по образованию ЗСК еще 10 лет назад стали составлять специальную таблицу, своеобразный учет рождаемости для того, чтобы спрогнозировать, сколько детей пойдет в школу в ближайшее время. График показал, что ежегодно будут дополнительно садиться за парты 20-25 тыс. первоклассников.

«Не учли одного - допустим, в этом году в школу пришли плюсом 35 тыс. первоклассников. Из них 20 тысяч - это те, кто здесь родился, а 15 - это дети тех, кто переехал в наш край», - рассказывает Виктор Чернявский.

Кривая в этом графике неизменно стремится вверх. Показатель рождаемости 2006 года - 53 тыс. детей, через пять лет - на 10 тыс. больше, наконец, последние три года - 74 с плюсом. О чем говорит эта динамика? Социальная ситуация в обществе постепенно выправляется, «сознательное родительство» снова в приоритете, финансовое состояние россиян, что бы ни говорили об этом, становится лучше. Эти позитивные процессы ставят перед властью новые и более сложные задачи. Возведение и оснащение школ, а заодно и детских садов - одна из самых главных.

Равнение на детские сады

Еще три-четыре года назад вряд ли кто-то из читающих эти строки мог предположить, что проблема мест в детском саду в Краснодарском крае утратит свою остроту. Еще пять лет назад проблема была катастрофической: рождаемость росла, а возможности определить ребенка в детсад или ясли не было. В детский сад записывались с рождения. Очереди ждали годами. В некоторых случаях попадание в детсад напрямую связывалось со спонсорским взносом, возникали коррупционные скандалы.

В 2012 году президент России поставил задачу - каждому ребенку, которому исполнилось три года, предоставить место в дошкольном учреждении. На взгляд обывателя, задача казалась невыполнимой - чтобы создать одно место в детском саду, нужно вложить 800 тыс. рублей, а в очереди на Кубани - десятки тысяч детей. Свободных денег в таком объеме в бюджете нет. Тем не менее, в Краснодарском крае выход нашли.

Проблему решили благодаря грамотному распределению средств. Расчеты здесь серьезные: чтобы построить одно новое место в детсаду, нужно 800 тыс. рублей. Но если не строить с нуля, а реконструировать имеющиеся объекты - место обойдется уже в 200 тыс. рублей. А чтобы отремонтировать одно место групповой ячейки, достаточно 80 тыс. рублей. Край задействовал все возможные механизмы. Строились новые детсады. Ремонтировались старые. К имеющимся пристраивали новые просторные корпуса. Власть дала зеленую улицу частному бизнесу, предоставляющему образовательные услуги для дошкольников. В итоге очереди на место в детском саду для детей старше трех лет в Краснодарском крае больше нет. Задача решена, стоит очередная - открывать новые ясельные группы, чтобы исчезла и очередь на ясли, которая в крае пока остается.

Фото: magnoliabehaviortherapy.com

Центр культурного притяжения

Школы сегодня разбиты на три группы: сельские, городские и малокомплектные. От того, к какой группе отнесена школа, зависят нормативы ее финансирования. Был момент, когда горячие головы хотели закрыть маленькие школы, детей возить на автобусах в крупные. Если считать по рублям, то это правильно, если по-людски, по-человечески — то это неверный подход.

«Если школа - единственная в населенном пункте, она не может быть закрыта или реорганизована. Объясняется все очень просто: школа на селе - это культурный центр, возможность для общения и встреч, здесь работает интеллигенция, вокруг которой и вертится вся сознательная жизнь в маленьком населенном пункте», - поясняет Виктор Чернявский позицию, которая возобладала в Краснодарском крае.

Сейчас на Кубани малокомплектные школы стоят на особом учете. Их проблемам и работе уделяется пристальное внимание. Так, есть 34 здания образовательных учреждений, которые вывели из оборота из-за ремонта как аварийные. Сейчас их приводят в порядок. Например, в станице Темиргоевской Курганинского района когда-то решили, что все дети должны учиться в центре, а с окраины туда добираться больше шести километров. Пока в осиротевшем здании решили возродить Центр дополнительного образования, потом там откроют начальную школу. То же самое происходит на хуторе Тиховском Красноармейского района, где живут 600 человек: школу закрыли, а детей возят на учебу за 15 километров. Примерно 40 зданий в свое время передали для нужд социальной сферы Кубани, но главное - сеть не разбазарили. Стоит задача сохранить по максимуму малокомплектные школы как центры культурного притяжения хуторов и станиц. Их содержание и восстановление обходятся бюджету недешево, но их работа бесценна.

Учиться, учиться и учиться жить

Перемены в системе образования должны служить на благо общества.

Как бы ни ругали за несовершенство форму единых государственных экзаменов, нужно признать, что именно благодаря ЕГЭ тысячи талантливых и целеустремленных выпускников из провинции получили реальную возможность учиться в самых престижных вузах страны. Причем не просто учиться, а еще и выбирать, где именно они хотят учиться с их баллами. Теперь не вуз выбирает отличника, а отличник выбирает вуз.

Целевое краевое и федеральное бюджетное финансирование изменило школы до неузнаваемости. Скоростной Интернет и компьютерные классы, интерактивные доски и новые лаборатории изменили сам процесс обучения, дав и ученикам, и учителям принципиально новые возможности. Победы кубанских школьников на различных олимпиадах и фестивалях подтверждают это.

А сейчас обозначено еще одно направление, в котором продолжит развитие наше кубанское образование, - это труд. Тот самый «труд» как предмет, который в девяностых исчез из школьной программы. А зря. Ведь кем бы ни стали в будущем дети - президентами, космонавтами, учеными, просто рабочими, у них будет семья и дом. И человек должен уметь обустраивать свой дом, вить свое гнездо. Навыки кулинарии, кройки и шитья для девочек, умение починить кран, выключатель, розетку для мальчиков - все это пригодится в быту. Более того, ручной труд открывает перед ребенком новые горизонты, помогает познавать и мир, и самого себя. Чем больше человек умеет, тем богаче его выбор и шире его горизонт.

Фото: родителистраны.рф

Вопрос трудового обучения и воспитания в школах уже вынесли на рассмотрение в Законодательном собрании края. У школы нет задачи заменить собой профобразование. Но важно познакомить детей с разными профессиями и ремеслами. Ученику важно попробовать себя в разных делах уже потому, что 56 процентов ребят после 9-го класса уйдут из школы. Куда? Скорее всего, в обычную жизнь.

Чтобы она была наполнена созиданием, смыслом, результатом, краевая власть взялась за эту проблему плотно и на законодательном, и на исполнительном уровнях. Ведь ответ, что знает, умеет, может и хочет создавать сегодняшний школьник, одновременно является ответом на вопрос: кто ты и какой ты, человек будущего?