Кубанские Новости
Кубань 2000-2018 08.02.2018 10:22
Евгения Яковенко

Краснодарский центр грудной хирургии: от скальпеля к Да Винчи

Краснодарский центр грудной хирургии: от скальпеля к Да Винчи
В Центре грудной хирургии проводят сложнейшие операции на сердце Фото: Нил Ракша

Краснодарские врачи провели первую в мире операцию по пересадке искусственно выращенной трахеи и части гортани. Органы были выращены из клеток двух пациентов.

Пятнадцать лет назад в краевом Центре грудной хирургии успешно сделали первые операции на сердце и на легком. С тех пор здесь ежедневно спасают десятки человеческих жизней.

Корреспонденты «Кубанских новостей» побывали в центре и убедились: сегодня в его стенах применяют самые передовые технологии в области медицины, а опыту и квалификации хирургов могут позавидовать ведущие российские и зарубежные клиники.

Первые из первых

Безусловный лидер в России по количеству операций на легких, стабильно занимающий первые рейтинговые строчки среди хирургических центров и больниц страны по аортокоронарному шунтированию, в лечении нарушений сердечного ритма и трансплантации сердца. Все это о Центре грудной хирургии. Благодаря ему кубанцам сегодня абсолютно бесплатно доступны современная диагностика и лечение любых заболеваний сосудов, сердца и легочных патологий.

Специалисты центра берутся за самые тяжелые случаи, когда, казалось бы, надежды уже нет. За 15 лет здесь спасли и вернули к полноценной жизни 73 тысячи таких больных.

– А ведь, когда создавали центр, нашлось немало сомневающихся, – вспоминает его руководитель и главный врач Краевой клинической больницы № 1 Владимир Порханов. – Изначально здесь должен был быть только кардиодиспансер. Но жизнь распорядилась немного иначе... Меня вызвали в краевую администрацию и спросили: «Когда будут закончены работы, хотите возглавить это учреждение и как оно будет называться?»

Я не раздумывая ответил: «Центр грудной хирургии».

В 2002 году Центр начинал свою работу со штатом всего из 19 врачей и 46 медсестер и санитарок.


Сегодня в ЦГХ трудятся более тысячи сотрудников. Врачи этого медицинского учреждения защитили три докторские и 16 кандидатских диссертаций и получили четыре патента на изобретения. Кроме того, сотрудники Центра грудной хирургии удостоены трех национальных премий в области медицины «Призвание», что говорит о высочайшем уровне оказания медицинской помощи.

Потому что именно заболевания сердца и легких в то время уносили больше всего жизней в России, в том числе на Кубани. Нам как воздух был необходим центр, где жители края могли бы получать самую передовую помощь в лечении этих недугов. Немало пришлось потрудиться, чтобы мне позволили совместить в одном здании два направления хирургии. Помогли врачи, чьи имена уважали и уважают в России и за рубежом, такие как профессора Лео Бокерия, Михаил Перельман. Они убедили наших медиков и власти, что в мире – абсолютно нормальная практика сосуществования кардио- и торакальных отделений под одной крышей.

Кстати, если кардиохирургию Владимиру Алексеевичу пришлось формировать практически с нуля, то торакальное отделение в уже практически готовом виде переехало в новый центр из Краснодарской городской больницы № 2.

Владимир ПорхановФото: Нил Ракша
- Сюда перешли не только хирурги и медсестры, но даже санитарки, - вспоминает Валерий Кононенко, который сегодня возглавляет в центре отделение торакальной хирургии № 1. - Это была сплоченная профессиональная команда. Владимир Порханов подбирал ее, еще работая в Краснодарской второй больнице, очень жестко. Вот показательный случай. Оперирует Порханов, рядом два ассистента и анестезиологи, которые ставят капельницы. Вдруг грохот. Капельница упала и разбилась вдребезги. Но как стояли все, так и оперируют дальше. Ухом не повели! Потому что настоящий профессионал не должен терять из виду открытую рану ни на секунду!

Команда торакального отделения Центра грудной хирургии начала с тысячи операций в год. Сегодня уже два торакальных отделения мощностью 75 коек выполняют 3,5 тысячи операций в год – это 10 процентов операций, которые делают во всей Российской Федерации. Причем превалируют манипуляции с применением эндоскопических и малоинвазивных методик, что помогает делать операции самым пожилым пациентам. Но при всех достижениях торакальные хирурги готовы работать еще больше и лучше.

Спасибо, доктор!

Владимир Ирисов, Краснодар:

– Меня прооперировали в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения. Операцию выполнял лично Алексей Федорченко. Сделали ангиопластику. Это был 2002 год. До этого метод не использовали в Краснодарском крае. Таким пациентам, как я, приходилось обращаться за помощью в Москву или Санкт-Петербург. Очень рад, что операции стали делать в Краснодаре. Сейчас, конечно, и этот метод устарел. Медицина развивается, и вместе с ней Центр. Я, благодаря своевременной помощи врачей, чувствую себя хорошо. Мне сейчас 61 год. Марафон, конечно, уже не бегаю. Но полумарафон одолею легко!


– Всегда надо двигаться вперед. Любимое выражение Владимира Алексеевича Порханова, которое он не устает нам повторять: «Кто сказал, что это невозможно?» Поэтому будем стремиться к большему. К примеру, на сегодняшний день мы сделали на легких всего 30 операций с помощью робота Да Винчи, но готовы увеличить их количество в ближайшем будущем в 5 – 6 раз, – уверен Валерий Кононенко.

Путь к сердцу лежит через бедро

В этом отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения буквально держат руку на пульсе. Именно здесь проводят сложнейшие операции через бедренную артерию с помощью эндоваскулярных технологий и исследования любых сосудов.

- Наше отделение работало с первых дней создания Центра грудной хирургии, - рассказывает его заведующий Алексей Федорченко. - Сначала было всего три врача и пять медсестер. Сейчас штат отделения порядка 45 человек. Если начали мы с двух - четырех пациентов в день на одной ангиографической установке в одной операционной, то сейчас в среднем оперируем 50 человек в день на каждом из ангиографов в трех операционных. А через пару недель запустим четвертую операционную с еще одним ангиографом.

– За 2002 – 2017 годы в Центре грудной хирургии получили лечение 225 тысяч человек, выполнено 120 тысяч операций.

83 тысячи из них относятся к наиболее сложным, высокотехнологичным вмешательствам. В поликлинике центра за 15 лет проконсультировано 2 млн. 200 тысяч больных. Выполнено 5 млн. функциональных исследований сердца и бронхолегочной системы, более 2 млн УЗИ, более 600 тысяч эндоскопических диагностик.

В 2005 году Центр грудной хирургии объединился с Краевой клинической больницей № 1 им. профессора С. Очаповского. С тех пор ангиохирурги работают в самом тесном контакте со всеми отделениями больницы.

- Единицы центров в России могут выполнять такой многосторонний спектр диагностик и операций на всех сосудах, - утверждает Алексей Федорченко. - Сегодня к нам везут самых тяжелых пациентов, которым не удалось оказать помощь в других региональных сосудистых центрах. Обладая большим опытом, мы можем брать более сложные случаи. С февраля 2006 года на базе нашего отделения появилась круглосуточная служба экстренной помощи больным с острым инфарктом миокарда и острым коронарным синдромом. А с 2007 года - круглосуточная служба экстренной помощи людям с острой патологией сосудов головного мозга.

По мнению Алексея Федорченко, именно за рентгенохирургическими методами будущее в лечении самого широкого спектра заболеваний. Каждый год в этом направлении применяются все новые технологии. Их успешно осваивают и в Центре грудной хирургии. Так, местные специалисты научились успешно имплантировать внутрисосудистым способом аортальные клапаны. Такие операции проводятся пациентам с тяжелым пороком сердца или с такими серьезными сопутствующими заболеваниями, как почечная недостаточность или сахарный диабет.

- Им категорически противопоказано открытое операционное вмешательство. Сердце может просто не выдержать, - объясняет Алексей Федорченко, - а мы делаем всю процедуру через тонюсенький прокол в ноге. Через него в сосуд заводится металлический каркас клапана, сжатый до трех миллиметров. Когда он достигает нужного места, то раскрывается и принимает правильную форму. Наши хирурги поставили уже около 20 клапанов.

Повелители ритма

Аритмия – сегодня одно из наиболее частых нарушений работы сердца. А самое опасное ее последствие – тромбоэмболия. До открытия в центре своего отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции кубанцы уезжали за помощью за пределы края. Ситуация изменилась в 2003 году, когда Владимир Порханов пригласил на работу в Краснодар из Томска одного из ведущих специалистов в этой области Максима Кандинского. Сегодня он заведует отделением.

Благодаря постоянной поддержке администрации Краснодарского края вся медицинская помощь в Центре грудной хирургии с первого дня работы и по настоящее время оказывается жителям Кубани бесплатно.

– Мы открылись 14 января 2004 года. На год позже, чем центр. Было сложно переезжать, я по природе консерватор. Но меня подкупило то, что на этом месте я был первым. А всегда интереснее что-то начинать, чем идти по уже проложенной дороге. Кроме того, я познакомился с Владимиром Алексеевичем и понял, что он не будет стопорить мою работу, а, наоборот, намерен всячески помогать. И мы сошлись, люди, разные по менталитету: сибиряк и кубанец. В таких комбинациях рождается прогресс.

Уже через год после открытия отделение стало лидером в России. А Максим Кандинский установил рекорд. Он один провел более 520 катетерных аблаций (операций, направленных на хирургическое устранение нарушений ритма сердца).

– Сегодня мы добились того, что в Краснодарском крае полностью ликвидирована очередь на операции при аритмиях, – говорит Максим Кандинский, – еще одно достижение состоит в том, что с нуля создана школа аритмологии. А специалисты, которые прошли обучение в Центре грудной хирургии, сегодня возглавляют медицинские центры в разных регионах ЮФО.

Ради этого стоит жить

Главного кардиохирурга Кубани и заведующего кардиохирургическим отделением № 2 центра Кирилла Барбухатти мы застали в предоперационной. Он только вышел от одного пациента, а к операции уже готовили следующего.

– И так каждый день. Расслабляться некогда, – устало улыбается хирург.

Кирилл Барбухатти, как и Максим Кандинский, ради работы в Центре грудной хирургии оставил престижное место в другом регионе. Он переехал в Краснодар из Санкт-Петербурга.

– И ни разу об этом не пожалел, – говорит Кирилл Олегович. – Я работал в Национальном медицинском исследовательском центре имени Алмазова. Но когда увидел размах и возможности нового Центра грудной хирургии в Краснодаре, понял: надо ехать. Сегодня мы делаем порядка 2,5 тысячи операций на открытом сердце ежегодно. Мне не стыдно, как говорил Павка Корчагин, «за бесцельно прожитые годы». Потому что за этой сухой цифрой стоят спасенные жизни. Каждый 50-й кубанец прошел через наше отделение за 15 лет. Годы берут свое. Хирурги не молодеют. Но я спокоен. Ведь на базе центра создана прочная школа кардиохирургии. И если, не дай Бог, что-то со мной случится, ничего не изменится. Мы растим плеяду достойных хирургов, которые делают операции так же профессионально и ответственно, как и я, с блестящими результатами.

Среди лечебных учреждений России Центр грудной хирургии занимает:

1-е место по количеству операций на легких

1-е место по количеству симультанных операций

1-е место по количеству коронарографий


А также 2-е место по числу трансплантаций сердца, 2-е место по количеству аортокоронарных шунтирований и 3-е место в стране по числу кардиохирургических операций на открытом сердце с применением искусственного кровообращения.

Кроме того, по мнению Кирилла Барбухатти, есть еще один важный шаг, который за последние 15 лет сделала кубанская кардиохирургия:

– За границей, к примеру, в Англии лист ожидания на банальное аорто-коронарное шунтирование составляет около полугода! Если речь идет о бесплатной операции. У нас очередей нет. Чтобы человека с критическим поражением коронарных артерий отправить ждать – не было ни одного такого случая. То же самое касается и детской кардиохирургии. Единственное направление, где есть лист ожидания, – это пересадки донорских органов. Но здесь все зависит не от нас, а от наличия донорского сердца. И то, по сравнению с заграничным, у нас срок ожидания меньше. В среднем он не превышает 4 – 5 месяцев.

Кирилл Барбухатти помнит практически каждого пациента, которого прооперировали в Центре грудной хирургии. И, конечно, самых первых, которые получили помощь именно 23 декабря 2002 года.


Краснодарский Центр грудной хирургииФото: Нил Ракша

– Это была женщина с миксомой, то есть опухолью левого предсердия, и критический больной с запущенным митральным пороком сердца. Он не мог нормально дышать. Только сидя. Обе операции прошли блестяще. Была еще в этот день операция на открытом сердце у ребенка. Тоже успешная. А на следующий день - первое коронарное шунтирование. Вообще, 700 с лишним операций только за первый год взрослым сделали и 270 детям. И сразу заняли третье место в стране по операциям на открытом сердце, уступив только москвичам и сибирякам. Эти пациенты спустя 15 лет живут полноценной жизнью, хотя многим уже за 70 сейчас. Ярчайшим примером стал заслуженный артист РФ, «кубанский Шаляпин» Александр Иванович Плахтеев. Его прооперировали в 2003 году с критическим многоартериальным поражением сосудов. А сегодня я его часто встречаю на улице Красной, где он любит гулять. Ему уже девятый десяток, но он бодр. Ради этого стоит жить и работать нам, хирургам.

Чудеса из пробирки

Лаборатория регенеративной медицины – самое молодое отделение центра. Оно открылось всего год назад. Но за это время небольшой женский коллектив всего из трех специалистов успел провести исследования в самых разных областях.

В лаборатории регенеративной медициныФото: Нил Ракша

- Наша главная задача - разработать новые способы лечения заболеваний на основе достижений регенеративной медицины, - рассказывает заведующая лабораторией Ирина Гилевич, - для этого мы изучаем разные типы человеческих клеток, их взаимодействие с лекарствами и матриксами. Весомая часть исследований направлена на ускорение заживления ран. Это ожоги, трофические язвы, бронхиальные свищи.

Кроме того, сегодня в лаборатории занимаются получением обесклеточенной ткани. Такая очищенная донорская трахея или аорта не будет чужеродной при пересадке больному, а значит, в разы снизится риск отторжения. Ирина Гилевич уверена, что в будущем такие «каркасы» станут широко применять на практике.

Спасибо, доктор!
Людмила Варварова, Павловский район:
– Моего сына Сашеньку прооперировали на сердце в год открытия Центра грудной хирургии. Операцию выполнял один из лучших детских кардиохирургов Максим Борисков. Низкий ему поклон и огромное спасибо! Он подарил моему мальчику вторую жизнь. Сейчас это уже юноша, Саше в марте будет 19 лет. Он студент, учится в Ейске и мечтает стать учителем истории и обществознания. И все это благодаря Центру и его врачам с золотыми руками!


А Владимир Порханов смотрит еще дальше.

- Наступит время, когда в лаборатории будут выращивать готовые легкие и сердца. И не будет проблем и очередей по пересадке донорских органов. Мы обязательно придем к этому через 10 - 15 лет.