Кубанские Новости
Культура
Полина Фалина

Сергей Безруков в Краснодаре: «Очень приятно, царь!»

На встрече с поклонниками народный артист России рассказал о своей первой роли, о новой супруге с дочкой, о том, почему не берет

- Сергей, сейчас вы мегавостребованный артист. Как думаете, что было бы, если бы в вашей жизни не случилась «Бригада»?

- Есть такое стихотворение: «Быть знаменитым некрасиво». Самое главное – чтобы был мир в душе и согласие с тем, что ты делаешь. А на вопрос отвечу так. Я остался бы просто театральным актером. Когда вышла на экраны «Бригада», нас, актеров, на улице узнавал каждый первый. И предложений от кинорежиссеров посыпалось! Как из рога изобилия. Но есть и другая сторона медали. Я долго не мог избавиться от амплуа Саши Белого. Помню, приезжаю на гастроли - а ко мне обращаются «Саша». Поначалу меня передергивало. Сейчас прошло. Ведь был и Кравцов из «Участка», и Пушкин, и Есенин…

- И Высоцкий!

- Да. Эта роль случилась неожиданно совершенно. И я благодарен судьбе за такую удачу. Ведь в кино спектр ролей гораздо меньше, чем в театре. Главное - не бояться браться за новое, не застревать в одном образе и всегда во всем добиваться высокого уровня. Этому всегда учил меня отец - актер Пушкинского театра в Москве.

Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"
Кадр из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"
Фото: www.cinemotionlab.com

- Какую роль ваш папа сыграл в вашей творческой судьбе?

- С первых моих шагов на сцене он был моим учителем.
А «карьера» моя началась рано: еще в школьные годы. Первой ролью был Иванушка из сказки «Гуси-лебеди». Я обошелся без слов: ходил по сцене и грыз яблоки (улыбается). Помню, как маленькие зрители переживали за нас с сестрицей Аленушкой. Затем последовал спектакль по небольшому рассказу Чехова «Канитель». Ее уже ставил мой папа. Там у меня роль серьезнее. Я играл дьячка, который путал молебны о здравии и упокоении. А в 14 лет даже успел примерить образ своего знаменитого сверстника – шекспировского Ромео. Все это время отец присматривался ко мне: отдавать ли сына в эту страшную профессию? Ведь актерская стезя – лотерея, может и не повезти… Папа дал мне бесценные уроки и в жизни, и в актерском мастерстве, и в режиссуре. Благодаря этому я, кстати, сейчас могу ставить спектакли теперь уже в своем театре.

- Почему после Саши Белого вы не играли отрицательных персонажей?

- Как говорила Фаина Раневская, роль надо не играть, а проживать. А значит, вариться в энергетике своего героя. Именно поэтому я отказался сниматься в продолжении «Бригады».

Кадр из сериала «Бригада». Слева направо: Сергей Безруков, Владимир Вдовиченков, Павел Майков и Дмитрий Дюжев.
Кадр из сериала «Бригада». Слева направо: Сергей Безруков, Владимир Вдовиченков, Павел Майков и Дмитрий Дюжев.

- Но ведь эта история нашла зрительское признание. Почему, как вы думаете?

- В фильме мы видим и настоящую любовь, и мужское братство, и сыновьи чувства Саши Белого к матери. Это то простое, человеческое, что находит отклик в любом зрителе. Не надо забывать, что это кино. В жизни же все по-иному: там, где большие деньги, нет места дружбе.

- Расскажите о своем режиссерском опыте. Вы и в фильмах играли Есенина, Высоцкого, а потом и спектакли поставили об этих поэтах. Недовольны своими киноролями?

- Они - личности большого масштаба. Безусловно, с моей стороны осталась какая-то недосказанность. В фильме о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой», к примеру, показан всего лишь один год жизни барда - важный, да, переломный, но один. В 79-м у него была клиническая смерть, но врачи сотворили чудо – сердце Высоцкого удалось запустить. Понимаете? Словно Бог подарил ему еще один год жизни, воскресил. Его сын Никита, автор сценария, говорил, что именно в тот период отец написал много серьезных стихов. В спектакле мы так с актерами так и говорим: «В 79-м умер артист Высоцкий и родился поэт Высоцкий, чтобы в 80-м уйти навсегда». Зная, что недолго осталось, он решается на гастроли, чтобы уйти на подъеме. Какая сила характера! Конечно, мне хотелось показать и другие этапы жизни этого человека, образ которого уже оброс мифами. Спектакль о нем так и называется «Высоцкий. Рождение легенды».

- Вас несколько лет практически не было видно в кино. Работа в театре отнимает все время?

- Не совсем так. Несколько лет назад я успел сняться в фильме у своей супруги - режиссера Анны Матисон «После тебя». Нашу ленту отобрали на кинофестиваль в Токио. А у нас только-только дочка родилась. Не представить российский фильм в Японии мы не могли. Пришлось ехать вместе с Машенькой в коляске. Наша кинокартина – единственная, которую выкупило японское телевидение. Что ж, горжусь, будем работать и дальше.

О театре. Я пятый год являюсь художественным руководителем Московского Губернского театра. Все это время ушло у меня на формирование его репертуара. Я поставил «Хулиган. Исповедь» - о творчестве Сергея Есенина, спектакль «Весна», «Свадьба Кречинского», «На всякого мудреца довольно простоты» и много других. Совсем недавно выпустили еще одну постановку: классический «Вишневый сад» по Чехову. Сейчас модна схематичная, условная сценография.

Я же решил пойти другим путем: оформить спектакль красивыми, монументальными декорациями в духе 19 века, чтобы погрузить зрителя в настоящий «Вишневый сад». И это не консерватизм, это любовь к классике. Иногда ловлю себя на мысли, что мне даже больше нравится быть не на сцене, а смотреть из зала вместе со зрителями на свое детище, радоваться успехам своих актеров. И все же в кино вы меня увидите. Последние месяцы как раз проходят в съемках.

Светлана Ходченкова и Сергей Безруков  в многосерийном фильме "Годунов".
Светлана Ходченкова и Сергей Безруков в многосерийном фильме "Годунов".
Фото: afisha.rambler.ru

- В каких киноработах вы сейчас заняты?

- Совсем недавно снялся в главной роли в многосерийном фильме «Годунов». Так что «Здравствуйте, царь» (улыбается). В сериале показан период от Ивана Грозного до «Бориску на царство». Будет и продолжение – «Ксения Годунова». Там покажут смерть царя и смутные времена. Сценарий написан по историческим документам, а в павильонах Главкино специально для фильма были выстроены огромные декорации: Кремлевская стена, Красная площадь, Покровские ворота, боярские покои с расписными стенами и деревянными лавками. Атмосфера того времени передана фантастически. Да и актерский состав потрясающий: Светлана Ходченкова, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий.

- Сергей, насколько знаю, вы ведете общественную работу по поддержке детских театров. Почему именно их?

- Потому что на спектаклях для детей не заработаешь. Для того чтобы в театр могло прийти как можно больше юных зрителей, билеты априори не должны быть дорогими. Поверьте, в таких условиях актерам, режиссерам кукольных театров и ТЮЗов трудно выжить. И зарплаты небольшие, и на красивые костюмы порой не хватает, я уж не говорю о ремонте. Поэтому год назад в Омске на одном из культурных форумов я предложил такой проект «Театр – детям». Его поддержали в правительстве. И в этом году на его финансирование выделили 700 миллионов рублей. Хорошо ведь! Теперь всем детских театрам поможем адресно, в том числе ждем заявок и с Кубани.