Ведя свой коллектив через невероятно трудную жизнь и немалый временной срок, Андрей, наверное, и выживает вопреки всему, хотя слово «выживает» здесь неуместно. Лучше – живет и развивается благодаря умению постоянно учиться, впитывать в себя все новое и лучшее. И, конечно, благодаря природной интуиции, мудрости, накопленному опыту.
– Андрей Владимирович, вы создали свой театр 28 лет назад. Почти три десятилетия – срок немалый. Что изменилось у вас за это время?
– Многое, и прежде всего подход к делу. Если в первые годы в коллектив принимались те, кто просто хотел этим заниматься, то сейчас отбираем исключительно профессионалов. Когда приходит танцор, который элементарно не сидит на всех шпагатах, он, естественно, «забраковывается». Вообще, наши артисты универсальны, таких нигде не выпускают. Человек должен и петь, и танцевать, и ходить на ходулях, и владеть актерским мастерством, основами классического танца… Наши артисты выступают и как воздушные гимнасты, устраивают файер-шоу, умеют жонглировать – при отборе кандидатов, сами понимаете, «физика» на первом месте. Вокалу, актерскому мастерству, жонглированию можно научиться в любом возрасте, а вот чтобы у тебя была отличная физическая подготовка, профессиональная пластика, способность «кидать» те же батманы – это дело молодое.
– Ваша универсальность поражает. Как вы к этому пришли?
– Мы отчасти первопроходцы. «Лотос» первым в крае освоил файер-шоу – где-то в 97-м году. Мы первые встали на ходули. Оказались пионерами в бумажном, световом шоу, а ведь тогда еще не было даже светодиодов. У нас великолепные эквилибристы, воздушные гимнасты. Постепенно наращивая этот багаж, достигли нужного уровня, когда театру под силу любое мероприятие, что ежедневно и доказываем делом.
Коллектив выступал на открытии и закрытии Олимпиады в Сочи, причем «Лотос» был там единственным, который работал в разных блоках и жанрах. Принимали участие в церемонии открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи – опять же и почетно, и ответственно. Какие выводы? Увидел, как работают в этой ситуации зарубежные специалисты – хореографы, режиссеры. И, надо сказать, они безусловные пахари и люди без завышенной самооценки. Меня поразила их доступность и, как ни странно, скромность.
– А личный опыт чиновника, ведь в свое время вы возглавляли культуру города Туапсе, мешает или помогает?
– Опыт тем и хорош, что дает тебе определенную искушенность и жизненный багаж, а также четкое понимание системы в самом широком смысле этого слова. Я не исключение.
– Вы, наверное, человек, любящий свободу и независимость?
– Скорее, не терпящий бестолковости и пустопорожности.
– В чем отличие вашего коллектива от государственных?
– В бюджете. Нам деньги не сыпятся, словно манна небесная, мы их сами зарабатываем, но при этом в моем коллективе получают намного больше, чем в государственных театрах. Для обучения своих артистов я приглашаю лучших специалистов по вокалу, хореографии, цирковому искусству… Кстати, один из моих учеников работал в лучших кабаре мира – в парижских легендарном «Мулен Руж» и «Лидо». Сейчас он представитель «Цирка дю Солей» («Цирк Солнца») в Канаде. А моя сестра до сих пор работает в «Лидо», являясь там капитаном балета. И это в 43 года (единственный случай за всю историю прославленного кабаре)!
– У вас больше конкурентов или подражателей?
– Мы, как ни нескромно это звучит, единственный в своем роде коллектив. Работая во всех жанрах, еще раз повторюсь – от анимации до воздушной гимнастики, «Лотос» породил кучу подражателей, но все же такого охвата и уровня исполнения пока ни у кого не встречал. Не подумайте, что переоцениваем себя, нет, я как раз всегда готов признать лучшее, снять перед такими людьми шляпу да еще у них и поучиться.
– Дав такую яркую жизнь своим ученикам, вы сами в будущее смотрите с уверенностью или с опаской?
– Скорее с надеждой, ведь иначе не стоит жить и заниматься серьезным делом.