На самом деле, в ее красоте есть что-то пленительное. Нет, сегодня в Краснодаре, да и в краевом театре драмы, немало прелестных, хорошеньких актрис, но их картинке все же недостает внутреннего свечения и внутреннего содержания, какое было и есть у Алины Вацлавовны. С годами ее красота перешла в иное качество: когда мы встречаемся на улице или на концертах, то взору предстает этакая элегантная «Венера Милосская» в годах. К сожалению, сегодня Алину Кузнецову нельзя увидеть на сцене – пять лет назад она ушла из театра. Ушла тихо, без аффектации, так как больше не видела себя нужной в стенах дома, которому отдала 48 лет. Думаю, и сейчас ей бы не нашлось там места, так как дома давно нет, а есть предприятие.
Но не все так было печально в жизни актрисы. Золотым временем Алина Вацлавовна считает эпоху Михаила Куликовского, когда театральная культура была на высоте, театр был театром, а не учреждением и когда она сама была молодой, полной сил, надежд и замыслов. Лично я познакомился с народной артисткой России уже при Рудольфе Кушнареве, при котором ее статус был не то чтобы монументален, скорее неприкосновенен. Считая себя всегда лирико-драматической актрисой и получая роли этого плана, за свою яркую, но непростую жизнь актриса кого только не переиграла, и прежде всего, конечно, играла любовь. Однако для полноценной страсти всегда необходим еще и достойный партнер. И у нее они были, и говорит она о них с огромной теплотой и уважением. Евгений Колчинский, Степан Шмаков, Анатолий Горгуль – те актеры, которые давали ей нужный импульс и помогали рождать на сцене эти отношения.
Я вспоминаю два спектакля, где Алина Вацлавовна если не купалась в роли, то проживала ее более чем всерьёз. Это «Они были так трепетно счастливы» режиссера Вячеслава Гвоздкова по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» и «Гарольд и Мод», последняя работа-завещание Николая Никольского. Везде актрисе пришлось играть любовь: в первом случае к своему сверстнику, которого иронично исполнял народный артист России Анатолий Горгуль, и во втором, так сказать, отношения с юным созданием Гарольдом, влюбленным в Мод, – немолодую, эксцентричную и очень трогательную даму. Женственность и нежность здесь главное оружие актрисы. К сожалению, сегодня уровень драматургии таков, что нашей героине, то есть юбиляру, и в ней не нашлось бы места. Лобовые, однослойные, лишенные скрытых мотивов, современные пьесы в своем большинстве словно сошли с канала ТНТ. И это читающую и ценящую хорошую литературу, поэзию и Константина Паустовского актрису приводит в уныние.
Правда, в жизни был еще один спектакль, который прорвал лирико-драматические шлюзы и дал еще больший простор внутренней свободе. «Доходное место» в постановке Зураба Нанобашвили, буквально заставившего ее сыграть роль Кукушкиной, стало своего рода сценическим откровением. Мы увидели другую Кузнецову – острую, смешную. Зачастую артисты только думают, что знают про себя все, ведь актерская природа, как и природа человека, – это тайна, и если нашелся режиссер, который смог туда заглянуть, то считай, что ты вытащил счастливый билет и твоя творческая судьба удалась. Состоялась ли актерская судьба Алины Кузнецовой, сложно сказать. В чем-то да, а в чем-то и нет, так как потенциал, который есть у нее, театр мог бы еще долго использовать на свое благо, на радость зрителям, которые знают, помнят и любят эту удивительную актрису.
К сожалению, бывшая «многолетняя» директриса театра чуть ли не на следующий день после подачи заявления об уходе актрисы избавилась от висевшего в фойе портрета гордости кубанской культуры. Нынешнее руководство, видимо, тоже не спешит вернуть его обратно. А жаль, ведь народные артисты, как говорила Фаина Раневская, «на дороге не валяются». Они – наша гордость, слава, ориентир в профессии и память, без чего театр, увы, лишен будущего.