«Курьер», Белый тигр», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «Анна Каренина». Имя режиссера этих фильмов Карена Шахназарова известно не только зрителям в нашей стране, но и за рубежом. Он обладатель полусотни наград, в том числе международных кинофорумов, а многие его ленты стали классикой.
Сегодня Карен Шахназаров не только руководит процессом на съемочных площадках, он является автором сценариев к фильмам, а также выступает в качестве продюсера. При этом Шахназаров уже 20 лет возглавляет киностудию «Мосфильм» и является активным общественным деятелем. При своем плотном графике известный режиссер нашел время приехать на форум «Вся Россия-2018», который проходил в Сочи, и пообщаться с журналистами.
Представителям СМИ со всей России Карен Шахназаров рассказал о своем видении процессов, которые происходят в современном кинематографе, и о том, есть ли будущее у отечественных картин. Кроме того, на встрече Карен Шахназаров представил журналистам новый фильм «Ликвидация», который он продюсировал.
– Мы часто ругаем современное российское кино. Но достаточно сравнить его с тем, что происходит в других странах. Например, в свое время было интересное итальянское кино. Сейчас его нет, за исключением отдельных фильмов. Французское кино, и даже американское, уже не то. Сегодня мы столкнулись с общим культурным кризисом. Мы живем в эпоху триумфа тотального капитализма. А он из всего делает товар – из живописи, литературы, кинематографа. Поэтому сегодня я не вижу большой разницы между гамбургером в «Макдональдсе» и кино. И все-таки я не смотрю в будущее пессимистично. Ведь в истории человечества были разные периоды, в том числе возрождения. Думаю, мы еще вернемся к тому, когда в мире снова начнут ценить искусство.
– Я могу считать себя режиссером советского кино с полным основанием. Потому что вырос на этом, сам делал советские картины. В советском кино, плохая или нет, но была идея. В современном российском кинематографе, к сожалению, такого смысла еще не выработали. Российские фильмы сегодня только ищут свой путь, особую идею. Когда ее удастся нащупать, начнут снимать больше интересных лент, пока таких единицы.
– Лично для меня «герой времени» – какое-то абстрактное понятие. Меня часто спрашивают, хочу ли я снять фильм про такого человека? Никогда не ставил себе подобную задачу. Хотя, если бы решился, думаю, что это была бы не обязательно героическая фигура. Писатель пишет книгу, режиссер снимает фильм, а потом читатель или зритель сам решает, какой персонаж им близок, кто будет героем нашего времени. Это их выбор.
– Для зрителей фильм идет полтора – два часа. Для меня – целый отрезок жизни. Ведь фильм делаешь по два года и даже больше. У каждой моей картины своя ценность. Наиболее успешные – «Курьер» и «Белый тигр». Хотя не всегда я оцениваю достоинство фильма по количеству просмотров. У меня была довольно непопулярная картина, но я ее считаю своим лучшим фильмом. Это «День полнолуния». Для меня она самая важная. В ней я рассказал о своем взгляде на жизнь.
– Картина про то, как уничтожили известного террориста Шамиля Басаева, хотя в ней изменена фамилия на Базгаев, но прототип злодея реальный. Консультировали во время съемок группу также реальные люди, которые участвовали в операции, причем их фамилий в титрах нет, поскольку они до сих пор закрыты. Кстати, название «Ликвидация» придумали прокатчики. Первоначально оно было другим – «Уничтожение террориста». Но прокатчики посчитали его слишком пугающим. Хотя, на мой взгляд, о терроризме необходимо говорить открыто и откровенно, ничего не приукрашивая.
– Киностудия, несмотря на то, что она государственная, не получает никаких дотаций уже много лет. Поэтому всю реконструкцию «Мосфильма» мы делали и делаем на средства, которые зарабатываем. Это рыночное предприятие, такой вот парадокс. Я стал директором «Мосфильма» в конце 90-х, когда на киностудии были мастерские, где даже перебивали номера на угнанных машинах, и рыбу вялили, и водку разливали. Чего только не было... Это был лихой период, и одновременно было много забавных моментов.
Думаю, что когда-нибудь я про все это фильм сниму… Комедию. Может получиться весьма увлекательная российская лента, где, как в капле воды, отразятся все процессы, которые в это время происходили с нашей страной. Такие мечты. А вот автобиографию пока писать не готов. Хотя сегодня работает целая индустрия, за тебя все напишут, только надиктовывай. Четыре часа разговора, раз – и книжка. Много известных людей поступают именно так. А мне совестно. Надо писать самому.
– Когда просыпается вдохновение, ты даже не понимаешь, откуда оно пришло. Просто в определенный момент фильм, который снимаешь, вдруг получается совсем не таким, как задумывался. Конечно, сначала по этому поводу нервничаешь, но через пару недель успокаиваешься и ощущаешь, что вот оно – кино пошло. И ты спокойно пьешь вино с красивыми девушками (смеется).
Предками Шахназарова по отцовской линии были представители княжеской династии Мелик-Шахназарянов, которые в средние века правили в Нагорном Карабахе. Знаменитым предком по материнской линии был российский философ Павел Флоренский.
Сам Карен Шахназаров родился в Краснодаре, хотя его родители проживали в Москве. Дело в том, что мать Шахназарова вынуждена была временно переехать в кубанскую столицу к сестре из-за сложных отношений с родственниками. Переезд случился практически перед родами.
В 1979 году, когда Шахназарову было всего 27 лет, он снял свой дебютный фильм «Добряки», став, таким образом, самым молодым режиссером на «Мосфильме». А в 1998-м он возглавил «Мосфильм», став самым молодым директором за всю историю этой киностудии.
Встретив на одном из кинофестивалей выдающегося американского режиссера Стенли Крамера, Шахназаров попросил его оставить автограф на клочке бумаги. Вместо автографа Крамер написал на бумаге «терпение». Карен Шахназаров до сих пор придерживается в своей работе этого принципа.
Карен Шахназаров вошел в Общественный совет при комитете Госдумы по культуре. Предполагается, что совет будет готовить предложения по совершенствованию законодательства, вырабатывать консолидированную общественную позицию по значимым вопросам в сфере культуры.
В конце ноября Владимир Путин наградил выдающихся граждан страны в Екатерининском зале Кремля. Шахназаров стал кавалером Ордена Александра Невского.