Кубанские Новости
Культура

Ольга Будина: «Я больше не актриса»

Героиня популярного фильма «Граница. Таежный роман» рассказывает, чем она занимается после завершения кинокарьеры.

Встретив кинозвезду на фестивале «Киношок» в Анапе, мы попросили об интервью. Она искренне удивилась: «О чем общаться? Я ведь завершила карьеру актрисы семь лет назад». Правда, потом добавила, что по-прежнему работает в киноиндустрии. О том, чем бывшая артистка живет сейчас, что ее волнует, – в нашем разговоре.

– Ольга, вы ведь нечастый гость «Киношока»?

– Нет. Последний раз была здесь, страшно сказать, 18 лет назад. За это время дети успели появиться и вырасти. Кстати, только узнала, что режиссер Анна Барсукова привезла сюда документальный фильм «Голос за безгласных», который я озвучивала. Он о том, как сегодня живут ВИЧ-инфицированные. Когда Аня обратилась с просьбой прочитать закадровый текст, я посмотрела рабочий материал и сразу согласилась поддержать этот проект. Мне кажется, такое кино сегодня необходимо: пронзительное, доброе. Хорошо бы, чтоб его посмотрели молодые люди.

– Вы много занимаетесь детской темой, написали книгу о материнстве. В чем, на ваш взгляд, сегодня конфликт «отцов и детей»?

– Проблем уйма. Но первая – идеологическая. Настали такие времена, когда опыт предыдущих лет не срабатывает. Это объясняется кардинальной сменой социального строя. Наших детей учат совсем не тому, чему учили нас. Мы сдавали макулатуру, переводили старушек через дорогу. А сейчас из каждого утюга ребятам промывают мозг: думайте только о себе, берите от жизни все. Мы все переживаем еще и информационный бум. Живем на поле боя информационной войны, где вместо пушек и бомб – камеры, экраны и микрофоны. А наши дети – главный объект удара.

Я сторонница того, чтобы ребенку рассказывали сказки, читали книги. Это прививает хорошие привычки на всю жизнь. И желательно советские. К примеру, стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», где малышу на пальцах объясняют «секреты мироздания».

– В чем конкретно это проявляется?

– Мальчишки и девчонки часами сидят возле компьютера. Начало обычно такое. Малыш плачет, и мама дает ему в руки гаджет, чтобы он успокоился.

Это так просто. Но ведь если он в слезах, значит, у него есть проблема. Но мы ее не решаем, а лишь отвлекаем. И она растет, как снежный ком. Ученые доказали, что мозг у человека, который много времени проводит за компьютером с целью развлечения, деградирует. Ребенок, «няньками» которого были гаджеты, плохо учится, не приспособлен к реальной жизни. В его сознании она не отличается от виртуальной. А потом в новостях мы слышим о том, как американский подросток взял в руки ружье и расстрелял своих одноклассников. Или о том, как тинейджеры за игрой умирают от голода и недосыпа. Это, конечно, крайние случаи, но они участились.

– Вы считаете, что детям нельзя давать в руки гаджеты?

– Задача родителей – не давать их ребенку без необходимости лет до 12 точно. В самых элитных школах для богатых людей нет не только компьютеров, но и калькуляторов. У детей Стива Джобса и Билла Гейтса не было гаджетов в постоянном доступе. Они прекрасно понимали, что производят и чем торгуют. Очень хотелось бы, чтобы ваши читатели задумались об этой проблеме.

– Но если ребенок с пеленок сообразительный, а реалии нашей жизни требуют, чтобы дети начинали свое образование как можно раньше?

– Реалии нашей жизни – это больные дети. И современное общество их калечит, как только может. Когда родители поддаются безумным лозунгам детских «какбыпсихологов» о раннем развитии интеллекта и начинают пытать своих чад всевозможными модными занятиями – это проблема для детей. Вы справедливо скажете, что я тоже не психолог и не доктор, чтобы делать подобные заявления. Но я руководствуюсь своим жизненным опытом. Во-первых, до пубертатного возраста тело маленького человека интенсивно растет, организм направляет все силы на гармоничное формирование внутренних органов. Когда мы с 2–3-летнего возраста начинаем пичкать сына или дочь вторым иностранным языком и математикой, то энергию, которая должна быть обращена на формирование физиологии, мы перенаправляем на умственную деятельность. От этого страдают внутренние органы!

Во-вторых, детей в раннем возрасте бесполезно чему-то учить, у них короткая память. И природа ведь не случайно так создала. Всему свое время. Малыши в самом раннем возрасте учатся через подражание нам, взрослым. Если вы сидите в выходной день на диване и смотрите телевизор, то не надо говорить ребятам, что это вредно.

– Что же можно этому противопоставить?

– Больше общайтесь, смейтесь, путешествуйте, организуйте дома кружок «Умелые ручки». Я сторонница того, чтобы ребенку рассказывали сказки, читали книги. Это прививает хорошие привычки на всю жизнь. И желательно советские. К примеру, стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», где малышу на пальцах объясняют «секреты мироздания». А если взять американский мультфильм «Том и Джерри», что мы увидим? Весь сюжет там построен на агрессии, обмане и манипуляциях. Изначально там заложена деструктивная модель поведения.

– Может сложиться впечатление, что вы не любите все западное…

– Нет, это не так. Если сравнивать героев европейских сказок и наших, то различия будут видны всем. Например, известная детская книга-сериал о приключениях Гарри Поттера. Казалось бы, там есть дружба, положительные образы. Но если разобраться, то получается вот что. Гарри Поттер и его друзья учатся в магической школе, некоем закрытом клубе, куда невозможно просто так поступить, – ты должен иметь принадлежность по крови, элитарное происхождение. Дальше. Умная Гермиона учит заклинания и умеет наколдовать все, что душе угодно. То есть детей учат тому, что булки на деревьях растут. Их можно достать при помощи магии, а трудиться не надо. Если поискать, то найдешь такие подводные камни и в других западных произведениях.

– У вас есть взрослый сын. Как воспитать настоящего мужчину в современных реалиях?

– Прежде всего – искренне относиться к нему. Уважать в нем личность.
За проявления честности, порядочности, заботы надо обязательно хвалить. А плохое, наоборот, игнорировать, нравоучениям уделять меньше внимания. Тот же переходный возраст, мне кажется, больше в головах у взрослых. Ребенок должен знать, что его любят.

– Поэтому вы входите в число организаторов необычного семейного театрального фестиваля? Что это за ноу-хау?

– Да. Он пройдет в этом году в Москве уже в пятый раз. Это Всероссийский открытый фестиваль семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом». Мы приглашаем всех желающих принять в нем участие! Семья, как минимум два поколения, должна сделать спектакль длиной 15 минут. Это может быть пьеса какого-то драматурга, но мы больше приветствуем, когда семья пишет сценарий сама, – на основе своих, житейских историй. Затем сами его разыгрывают, делают костюмы, сооружают декорации. Наш фестиваль всегда проходит в последние выходные октября.

Сразу хочу предупредить, что фестиваль социальный, у него нет спонсоров. Зато много профессионалов, талантливое жюри, однодневная учебная программа в Институте имени Щукина и прекрасные театральные площадки. Тема нашего фестиваля в этот Год театра: «Весь мир – театр, и все мы в нем актеры». Так что милости просим – создавайте прекрасное и получайте за это аплодисменты и подарки.