Кубанские Новости
Культура
Ольга Графская

Театр после пандемии: быть или не быть

Театр после пандемии: быть или не быть
Арсений Фогелев
Фото: Виктория Визирякина

Художественный руководитель одного из самых успешных независимых театров в России о ситуации, в которой во время пандемии коронавируса оказались театры.

«Один театр» произвел настоящий фурор своей нетривиальностью и мастерским воплощением самых смелых идей. При этом его художественный руководитель Арсений Фогелев сочетает в себе роль ведущего актера Краснодарского академического театра драмы и режиссера собственного театра.

– Арсений, как вы и ваши коллеги восприняли фактически срыв театрального сезона из-за коронавируса?

– Для нашего независимого театра карантин стал ударом, потому что мы в этом сезоне еще и переезжали. Не успели оправиться и встать на ноги после переезда, как на голову свалился карантин. Конечно, это удар не только для театров, это удар по всем отраслям малого бизнеса, да и крупного тоже. Чтобы вы понимали весь масштаб трагедии, мы осваиваем новое здание на те средства, которые выручаем от продажи билетов, а так как спектакли не идут и билеты не продаются, то и освоение нового здания откладывается. Все запасы наших финансов идут на зарплаты сотрудникам.

– Это стало провалом или все-таки новой точкой отсчета?

– По причине карантина выяснилось, что в стране очень много независимых театров. И сейчас даже создается их государственный реестр. Мы тоже надеемся в результате получить господдержку.

Но при всем негативе эта ситуация дала театру новый инструментарий, а именно – выход в онлайн. Никто не отменял репетиций, мы проводили их по конференц-связи. На выпуске у нас уже три спектакля: два – для сцены и один будет транслироваться через интернет.

Вообще, мне кажется, что для современного театра онлайн-формат – это инструмент, обязательный к освоению. Безусловно, многие театры отнеслись к этому дежурно, но другие получили очень хороший опыт общения со зрителями вне пространства зала, и в дальнейшем этот опыт, я думаю, будет сохраняться. Другими словами, есть те, кто воспользовался условиями и подстроился под них, и есть те, кто жил, думая о том, чтобы все это поскорее закончилось. Я старался получать максимум опыта, знаний и понимания условий, в которых находился.

– Могут ли театры зарабатывать онлайн и, на ваш взгляд, есть ли будущее у онлайн-театров?

– Есть прецеденты. Уже очень много театральных компаний по всему миру стримят свои спектакли и зарабатывают этим. Тяжело об этом рассуждать, когда в интернет-пространстве можно посмотреть постановки практически любого театра, не заплатив ничего. Это очень большая проблема, сложно защитить свой продукт. В таком положении тяжело заработать даже те средства, которые ты в него вложил. Но сейчас появляется много онлайн-сервисов, на которых можно посмотреть телеспектакли, эксклюзивные сериалы, фильмы и так далее. Так что, несмотря на все проблемы, я думаю, что впереди будет довольно-таки много онлайн-спектаклей. Но система «зритель в зале, актеры на сцене» никуда не уйдет. Это самый проверенный формат коммуникации, и он по-прежнему останется самым востребованным и популярным.

– Работа в репертуарном театре в современных условиях проще, чем в частном?

– Тоже сложно сказать. Я человек космополитичный. Родился в Свердловске, вырос в Туле, учился в Ярославле. И вот уже 13 лет живу в Краснодаре. Служу в гостеатре. Создал здесь крупнейший независимый театр страны. У меня здесь семья, ребенок. И я никуда не собираюсь. Но сказать: «Я отсюда никогда не уйду» – не могу. Вообще, мне кажется очень недальновидным в жизни, которая имеет начало и конец, говорить: «Я здесь навсегда».

Что касается выбора между независимым театром или государственным, конечно, человек (любой человек) хочет стабильности, ему удобнее работать там, где есть какая-то – хоть какая-то – подушка безопасности.

Но есть и другая сторона: этот комфорт и безопасность могут стать маленьким божком, который говорит: «Тебе довольно простых мещанских взглядов и ценностей». И в этом я тоже не вижу ничего плохого – каждому свое. Но если человек хочет двигаться и развиваться, тем более двигать и развивать что-то, то придется выходить за рамки комфорта. Сейчас более стабильной можно назвать работу в государственном театре. А более авантюрной – в независимом театре.

566.jpg

– На какого зрителя ориентировано ваше искусство? Каким вы видите идеального ценителя вашего творчества?

– Мои спектакли разные. Что-то рассчитано на более широкую аудиторию, что-то – на менее… Нет у меня какой-то избирательности по отношению к зрителю: начитанный, неначитанный… Театр – это больше про чувства, про ощущения. Если человек в зале чувствует, находится в процессе восприятия и рефлексии – это прекрасно. Наши зрители абсолютно разные. Как мне кажется, я пытаюсь говорить на языке таких же людей, как я, а это примерно средняя часть нашего населения, социально активная часть, люди, которые пытаются что-то сделать, что-то изменить в себе и окружающей нас действительности, чего-то достичь. И вот на таких неспокойных, на таких пытливых зрителей, наверное, и рассчитаны мои спектакли.

– Как насчет кинематографа? Вы ведь снимаетесь в фильмах. Не было желания уйти в кино навсегда?

– Нет, потому что театр – это все-таки дело живое, и он мне этим очень интересен. Интересно решать какую-то задачу, проблему в рамках четырех стен. Это всегда вызов, спор с самим собой, смогу – не смогу…

Кино прекрасно с точки зрения визуальных эффектов, крупного плана, удачного дубля: вот ты записал, и это осталось жить! В театре возникают такие дубли, но ты не сможешь их повторить, каждый последующий раз это будет по-другому. Но, опять-таки, в этом и прелесть театра – в вечном поиске нюансов, в вечном процессе.

И в этом процессе в «Одном театре» мы подготовили сразу две премьеры. В ближайшее время пригласим зрителей.

Справка «КН»

Краснодарский «Один театр» – крупнейший независимый театр страны, основанный актерами Краснодарского театра драмы Арсением Фогелевым, Виталием Борисовым и Алексеем Мосоловым в 2012 году.

Сейчас театр является одним из самых известных независимых театров в России с собственной труппой. За восемь лет его посетило более 150 тыс. зрителей при количестве мест в зале 130.

В репертуаре театра 29 спектаклей. Они идут практически ежедневно.

«Один театр» – участник и неоднократный победитель фестивалей регионального и всероссийского масштаба. Три спектакля вошли в лонг-лист российского театрального фестиваля «Золотая маска».


Показать еще