Кубанские Новости
Культура

Александр Николаев: «Патриотизм – это любовь к родине, семье, забота о ближних»

Александр Николаев: «Патриотизм – это любовь к родине, семье, забота о ближних»
Александр Николаев, главный режиссер Театр Защитника Отечества
Фото: Михаил Ступин

Три года назад Театр Защитника Отечества открыл первый сезон. За это время артисты исколесили с гастролями всю Кубань, завоевали своего зрителя и сейчас готовятся к новоселью. О целях, планах и мечтах наш разговор с руководителем и главным режиссером театра Александром Николаевым.

– Само название театра обязывает ко многому. Не давят ли рамки военно-патриотической направленности?

– Нет никаких рамок. Есть определенный вектор, задающий направление. Наша задача – воспитать достойного гражданина, вырастить личность, привить духовно-нравственные идеалы. А вот рамок, ограничивающих творческий или жанровый выбор, нет. Наряду с военными постановками у нас есть игровые спектакли. В апреле, к примеру, выпустили премьеру для самых маленьких «Слон и птица» (3+). Спектакль «Оскар и Розовая Дама» – история о мальчике, который болеет раком. Здесь и размышления о смерти, и обращение к Богу. Патриотизм ведь – это не только война и все, что с ней связано. Это и фундаментальные ценности: любовь к родине, семье, забота о ближних. Об этом мы и стараемся рассказать.

– За три года – девять постановок. Есть любимая?

– Каждый спектакль – это ребенок, который рождается в совместном творчестве. Разве он может быть нелюбимым? Ты вкладываешь душу, силы, время и, самое главное, любовь, даришь спектакль зрителям, а потом смотришь, как он живет, развивается, приобретает новые черты и звучание. Сложно предположить, что получится. Ведь есть такая вещь, как вдохновение – его сложно ухватить. Есть только некоторое предощущение.

Каждый раз ты изобретаешь велосипед и не имеешь права повториться. Ведь даже о войне можно рассказать по-разному. Например, наша первая постановка «Ночные ведьмы» создана по мотивам реальных событий и воспоминаниям очевидцев о 46-м гвардейском женском Таманском авиаполке, и в сюжет добавлены мотивы русских народных легенд. Созданные в прошлом году «Судьбы героев» – это уже спектакль-квест. В мае собираемся показать его в парке 30-летия Победы на Затоне. Будем играть под открытым небом, а декорациями станет военная техника. Премьера спектакля «Не покидай меня…», которую покажем ко Дню Победы, – это трогательная драматическая баллада с элементами погружения в древнюю историю.

– С этой постановкой вы впервые выйдете на сцену своего нового дома. Какие чувства испытываете?

– Рады, что предстоит жить и работать в этом прекрасном большом доме с богатой историей. И в то же время это огромная ответственность перед теми, кто выступал до нас на этой сцене, кто принимал решение о восстановлении здания, кто доверил нам его. Но в первую очередь это ответственность перед зрителями. Хочется, чтобы зритель, которого мы уже завоевали, пришел за нами в новые стены, чтобы круг наших друзей ширился. Нужно, чтобы на спектакли ходили начиная с самого маленького возраста. Театр должен стать хорошей привычкой.

– Как жили и работали, пока не было своего дома?

– Репетировали и играли на арендованной площадке Всероссийского общества глухих, выходили на сцену театра драмы, краевого театра кукол. Спасибо за это нашим старшим коллегам. В позапрошлом году, до пандемии, много ездили по городам и районам края. Выступали в муниципальных клубах, домах культуры. Первое признание завоевали именно там. Могу с уверенностью сказать, что теперь нас знают по всему краю.

– Значит, зритель полюбил?

– Можно много рассказывать о любви и признании, а можно просто привести один пример. После спектакля «Слон и птица» подошел поблагодарить мужчина. Он ходит с дочерью на все детские постановки в городе. Девочка – аутист, ее хватает на 10 минут, потом внимание отключается. А тут отсидела весь спектакль на одном дыхании.

На каждую премьеру к нам приходят юные спортсмены из футбольного клуба «Краснодар», кадеты, семейные посещения театра устраивают прихожане православных храмов города, организованными группами едут из соседних районов.

– Постоянного зрителя надо удивлять. Удается?

– Стараемся. Шьем красочные костюмы, сотрудничаем с кубанскими композиторами и художниками, используем современные форматы и новые технические возможности. А главное – пытаемся подобрать такие темы, которые затронут душу, заставят думать, заинтересуют молодежь, детей самых разных возрастов и их родителей. Надо угодить разноплановому зрителю. Поэтому палитра нашего театра как пятнистый камуфляж. Но хочется, чтобы оттенков и красок было еще больше.

– Ну тогда по традиции о планах и задумках.

– Репертуар расписан на три года. В этом году поставим спектакль «Училка XXI века». События спектакля разворачиваются в техногенном мире будущего, в котором не осталось места человеческим чувствам. Детей в школах обучают антропоморфные роботы, но нашего героя ждет сюрприз: под маской бездушной машины скрывается живая учительница, которая становится ему настоящим другом. К 200-летию Александра Островского, которое будем отмечать в 2023 году, выпустим спектакль по его пьесе. Не забудем о маленьких зрителях – для них родится спектакль «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

И, конечно же, военная тематика. Спектакль «Мамочки» расскажет о событиях чеченской кампании, спектакль-концерт Григория Горина «Прощай, конферансье» – об артистах фронтовых бригад. В спектакле «Солдатики» зритель станет свидетелем армейских будней 80-х, а посмотрев спектакль «Как я съел собаку» по пьесе Евгения Гришковца, узнает историю взросления молодого человека во время службы на Тихоокеанском флоте.

– Знаю, что у вас немногочисленная труппа. Хватит возможности осуществить задуманное?

– Сейчас в труппе шесть человек. Костяк сложился сразу – это Александр Сергеев, Оксана Шевелева, Светлана Компетова. Потом к ним примкнули Роман Штин, Екатерина Николаева, Полина Охтенко. Конечно, планируем расширять состав. Нам нужны молодые одаренные ребята, желающие работать в команде. Я уже побывал на выпускных спектаклях в университете культуры. Ребята замечательно играли спектакль «Чучело». Некоторых из них хотел бы пригласить к нам. Еще дали объявление в интернете – пришло и сейчас приходит огромное количество резюме. Откликнулись артисты со всей страны – здесь и Омск, и Красноярск, и даже Москва, и Санкт-Петербург. В конце июня проведем масштабный просмотр и отбор.

– Дом офицеров всегда славился своими детскими кружками и народными театрами. Не планируете организовать драмкружок для юных дарований?

– Об этом говорить пока рано. Тем более что по соседству находится краевой Центр творческого развития и гуманитарного образования. А вот задействовать юных актеров в своих постановках планируем. Есть такая задумка – обратиться к творчеству Самуила Маршака, по инициативе которого в Краснодаре был основан детский театр. Будем ставить его замечательную сказку «Двенадцать месяцев» или «Кошкин дом».

– Говорят, у актера всегда есть мечта об определенной роли. У вас как у режиссера есть такая мечта о какой-либо постановке?

– Мечта всегда должна быть. Но пусть это останется тайной. А пока будем нарабатывать репертуар, расширять труппу, обживаться в новом доме. Главное – работать так, чтобы спектакль не заканчивался с закрытием занавеса. Хочется, чтобы он жил со зрителем на протяжении всего вечера, следующий день, неделю, а может, шел рядом всю жизнь. Театр должен задавать вопросы, а зритель – искать на них ответы. Чем тоньше эти заданные вопросы, тем дольше живет спектакль.

Показать еще