Кубанские Новости
Общество

Темные воды Геленджикской бухты

Полезно или опасно купаться в Черном море, омывающем один из популярных кубанских курортов, выясняли «КН».

Неудобная тема

Заграничные курорты больше не в тренде, их прочно заменили наши, кубанские. Поэтому о море многие думают уже сейчас: выбирают место и планируют отдых. Одним из самых популярных курортов остается Геленджик: Черное море в здешней бухте тихое, как у Христа за пазухой. Зато бурю споров вызывает состояние морской воды, достигая пика в курортный сезон. Кто проверяет воду в море? Насколько она чистая? И правда ли, что сточные воды в Геленджике сбрасываются прямо в море? В «Кубанские новости» читатели обращаются с подобными вопросами ежегодно. В недавнем письме в редакцию местный житель Всеволод Игнатюк забил тревогу: «Туристов больше с каждым годом, выдержат ли канализация и очистные системы наплыв отдыхающих?».

Журналисты «КН» решили выяснить это, не дожидаясь лета, и отправились в Геленджик. На море нас встретили норд-ост и несколько одиноких прохожих.

-Я местная, - ответила на наш вопрос Анастасия Федотова, - в Геленджике уже больше 20 лет живу. И раньше море здесь было намного чище. В сезон я вообще стараюсь не купаться в бухте. Очистные сооружения в городе старые, а может там такое в море плавает…

-А я купаюсь, - весело заметил Сергей Новицкий, - на центральном пляже до обеда водичка прозрачная. В обед уже не то – народа полно, всю муть со да поднимут. А еще не советую сразу после дождя заныривать: вся грязь с городских улиц сюда стекает.

У Сергея вначале для обозначения грязи вырвалось словцо покрепче. Но он смутился и сразу поправился. А я подумала: какие же синонимы мне можно использовать? Отходы жизнедеятельности – нейтрально, кал – натуралистично, дерьмо – грубо, но жизненно. Я решила называть вещи своими именами.

Река фекалий

Геленджикскую бухту много раз исследовали ученые. Если резюмировать изыскания, которые каждый желающий может почерпнуть из открытых источников, то сводятся они вот к чему. Экологическая опасность загрязнения моря увеличивается в купальный сезон и имеет человеческий фактор. Нечистоты стекаются не иначе как в ливневки и канализационные коллекторы. Отвечает за водопроводно-канализационное хозяйство местный водоканал, едем туда.

-Главный источник загрязнения – это река Су-Аран, которая впадает в Черное море, - рассказал Александр Умитбаев, директор водопроводно-канализационного хозяйства. – Она не только смывает всю грязь со склонов Маркотхского хребта, но и протекает через весь Геленджик. Сложность в том, что течет она почти на всем протяжении под землей, через территорию частных домовладений. Незаконные врезки в систему водоотведения – наша большая проблема.

Жители Геленджика часто стараются сэкономить на подключении к канализации. Врезают в ливневку «левую» трубу и сливают туда все свои «сокровища». И не только свои. Многие летом сдают жилье в аренду, у кого-то небольшой бизнес. Провести канализацию стоит около 100 тысяч рублей, а штраф за нарушение – всего до полутора тысяч. Вот и экономят. Такая эгоистичная расчетливость оборачивается для города настоящим ЧП, особенно во время ливней. Коммунальщики не в состоянии предугадать объем, который должны выдержать трубы. Остается экстренно устранять порывы. Напор из «левых» труб – серьезная и непредсказуемая нагрузка для канализационных сетей. По словам водоканальщиков, они только в прошлом году реконструировали больше 18 километров канализационных сетей, полностью заменили насосное оборудование и реконструировали канализационную станцию. Уже с января начали коллекторы и канализацию к лету готовить и ходить по дворам с проверками.

Инженер городского водопроводно-канализационного хозяйства Юрий Кошеваров на выявлении нарушителей не одну собаку съел:

-Вместо того, чтобы, как положено, канализацию провести, подсоединяют такие хитроумные товарищи трубу к городской ливневой канализации «по-черному», - говорит он. - А у нас на этот случай есть расходомеры, да и соседи во время подворового обхода охотно все расскажут и покажут. Прижмешь нарушителя к стенке, а он выкручиваться начинает: мол, я ничего не ведаю, я когда дом купил, так и было. Но теперь он и штраф заплатит, и предписание о необходимости устранить нарушение получит.

По данным министерства природных ресурсов, на территории Геленджика в 2015-2016 годах составлено 208 протоколов об административных правонарушениях, связанных с фактом сброса неочищенных сточных вод в реку Су-Аран и эксплуатацией негерметичных выгребных ям. Выдано 765 предписаний об устранении нарушений.

Превращается…

Все содержимое туалетов почти 70 тысяч геленджичан и другие жидкие отходы круглосуточно попадают в очистные сооружения, которые находятся на Толстом мысе. Запах на подступах к предприятию, прямо скажу, не айс: нос пришлось зажимать, а временами и просто не дышать. Зато «хозяйка» его симпатичная и разговорчивая:

-Ну извините, - не тушуется Виктория Кузина, начальник городских очистных сооружений и канализаций, - это на хлебозаводе пахнет хлебом, а у нас – сами чувствуете, чем. Но! Сточная вода на нашем предприятии круглосуточно проходит механическую и биологическую ступени очистки. Производительность предприятия – 50 тысяч кубических метров в сутки.

Производство здесь исключительно экологичное: грязную воду «процеживают» сквозь специальные решетки, она обеззараживается на гидролизной установке. Грязную жижу, которая остается после фильтрации, «съедает» полезный ил, который выращивают здесь же, в специальном водоеме. Получается удобрение для сельского хозяйства, которое от дурного запаха избавляют, пропуская через озонную установку.

-Очищенную воду без специальных лабораторных проб в море мы не выпускаем, - показывает лабораторию Виктория Ивановна. – Анализы проводятся по массе контрольных показателей, среди которых содержание тяжелых металлов и вредных примесей.

Вместе с лаборантами чистоту воды здесь проверяют мелкие рачки-дафнии. В грязной воде они не живут, а в бассейне-накопителе на подступах к глубоководному выпуску их полно. Кстати, глубоководным выпуском называется обычная на вид металлическая труба в два обхвата. Тянется она далеко и глубоко в море (протяженность - 2,8 километра, глубина - 400 м).

- При строительстве учтены морские течения и способность Черного моря к самоочищению, - объясняет Виктория Кузина. - Лабораторией проводится контроль загрязнений, в сезон пробы берем ежедневно. Круглогодично в море выходит катер для отбора проб на глубоководном выходе. Все в норме.

Хочется добавить: пока в норме. Ведь очистные сооружения уже 44 года перерабатывают хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды Геленджика и Дивноморского. Да, часть оборудования поменяли, резервный насос поставили. Но справятся ли они со своей миссией в связи с все возрастающим потоком туристов?

Сколько стоит чистое море

С этим вопросом мы обратились в администрацию Геленджика.

-Очистное оборудование давно работает на пределе возможностей, учитывая темпы роста Геленджика и непредсказуемый сезонный приток отдыхающих, пояснил Илья Хафизов, начальник управления строительства. - Полностью решить проблему очистки стоков и дефицита мощностей теперешнего оборудования способен только новый масштабный проект. Новые очистные сооружения и канализации производительностью 50 тысяч квадратных метров планируется построить в ближайшие годы на улице Солнцедарской, что в районе Тонкого мыса. Проект включает в себя также строительство глубоководного выпуска протяженностью полтора километра, строительство новых канализационных насосных станций, ливневых коллекторов и реконструкцию существующих.

На реализацию проекта понадобится более 5 миллиардов рублей - сумма неподъемная для городского и даже краевого бюджетов. Поэтому подана заявка для участия в федеральной инвестиционной программе, рассчитанной до 2018 года.

Что касается реки Су-Аран, несущей так много хлопот коммунальщикам и грязи к морю, то уже в июле этого года на ней должна появиться станция биологической очистки сточных вод.

P.S. Получается, что преувеличивают те, кто «кошмарит» народ про плавающие в Геленджикской бухте фекалии. Мы, по крайней мере, таковых не встретили. Но и отметать проблему, представляя «геленджикскую подковку» (такую форму имеет бухта, - прим. авт.) в радужном свете, не стоит. Согласно исследованиям Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае, «в период максимальной рекреационной нагрузки на Геленджикскую бухту с июня по октябрь не исключен рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями». А это значит, что федеральные инвестиции как нельзя более своевременны и логичны: море-то наше Черное находится непосредственно в федеральной собственности.

Комментарий по теме:

Сергей Еремин, министр природных ресурсов Краснодарского края:

-По вопросу улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки Черноморского побережья работает межведомственная комиссия. Особое внимание уделяется водным объектам общего пользования – рекам и ручьям, впадающим в акваторию Черного моря, в том числе реке Су-Аран. Основная проблема в том, что на большей территории обследование реки невозможно, так как она проходит через территорию частных домовладений в закрытом бетонированном лотке. Что касается глубоководного выпуска, то, по результатам обследования, он удовлетворительно выполняет свои основные функции по переносу, затоплению и перемешиванию стоков и не оказывает заметного отрицательного воздействия на морскую биоту.

tokareva@kubnews.ru

Фото Ивана СЕМЕНЦА.