Кого встречал вокзал?
«Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда…» – Алексей Малый, ветеран станции Кавказской, стихами отвечает на вопрос об отношении к вокзальному зданию железнодорожников.
– От вокзала мы уезжали в поездку, сюда и возвращались. Бесконечные рельсы, огни семафоров в пути. А увидел знакомые башенки вокзала, на душе легче, «наконец-то дома», – улыбается бывший машинист пассажирских поездов.
По его словам, более чем за вековую историю здесь каждый кирпич стал немым свидетелем истории. Современное здание вокзала в городе Кропоткине построили в начале прошлого века, оно считалось лучшим на Владикавказской железной дороге.
Остается догадываться, какое впечатление производило на проезжающих пассажиров это дворцовое вокзальное здание, возвышающееся среди кубанских степей и хат-мазанок. Сейчас это объект культурного наследия, «визитка» города Кропоткина. Причем южная часть вокзала находится в оригинальном исполнении, еще с «царскими» коваными виньетками между пролетами под крышей здания.
Любуясь стариной, Алексей Малый вспоминает, как слышал от стариков, что на вокзале встречали поезд Николая Второго. Другие подробности о визите последнего царя Романова на хутор Романовский неизвестны. Зато большевик Калинин, при всем уважении к «всесоюзному старосте», однажды выступил на станции и был увековечен в памятнике, который до сих пор стоит на перроне.
А про царя-то и забыли
Работники вокзала тоже ничего не знают о «царском» визите. Из знаменитых «пассажиров» вспоминают Михаила Калинина, генсеков Никиту Хрущева и Леонида Брежнева.
«Так был здесь царь или нет?» – спрашиваю у Юрия Бондаренко, хранителя музея локомотивного депо станции Кавказской. Старожил сетует, что информации о дореволюционном прошлом железнодорожного узла не сохранилось:
– Революционные железнодорожники не жаловали царя. Поэтому документов о том времени не осталось, – разводит руками Юрий Бондаренко.
Он тоже слышал от старожилов, что в 1914 году на станции хутора Романовского останавливался поезд Николая Второго. Юрий Бондаренко уверен, приезд царя был важным событием для жителей хутора Романовского и не мог остаться незамеченным.
– Рассказывали, что до революции была традиция подносить по чарке водки машинисту и кочегару паровоза, прибывшего по графику. По команде начальника вокзала официант из привокзального ресторана на серебряном подносе предлагал железнодорожниками «хлопнуть за труды», – Юрий Михайлович рассказывает интересные подробности из вокзальной жизни.
По его мнению, в то время прибытие любого поезда было зрелищем. А тем более – царского литерного состава с вагонами синего цвета!
Хутор – «тезка» династии
За всю историю Кубань несколько раз посещали российские цари: Александр Второй, Александр Третий и Николай Второй. Все ехали по железной дороге. Последний из царей был в Екатеринодаре 24 ноября 1914 года. Царский поезд стоял 3 часа, на перроне императора встречал весь город.
– Царь должен был остановиться на нашей железнодорожной станции. Паровозы заправлялись водой, стоянка 1,5 – 2 часа. Литерный поезд подавали на главный путь, прямо к парадному входу в вокзал, местные жители торжественно встречали императора, – не сомневается Юрий Бондаренко.
Мог ли Николай Второй, простой в общении и активный человек, сидя в вагоне, наблюдать за ликующей толпой? Конечно, нет! Воспользовавшись стоянкой, царь обязательно бы вышел «размять ноги» и поприветствовать жителей хутора Романовского, «тезки» своей царской династии. Наверное, в окружении свиты прогулялся по освобожденному от зевак вокзалу, оценил архитектуру здания…
Вот как описывал сам Николай Второй в письме супруге Александре Федоровне свои впечатления от поездки на Кавказ через казачьи станицы:
«25.11.14 …Едем по живописному краю, для меня новому, с высокими горами по одну сторону и степями – по другую. На каждой станции платформы битком набиты народом, множество детей… Они так милы в своих крохотных папахах на голове… Великолепен и богат этот край казаков. Пропасть фруктовых садов. Они начинают богатеть, и что главное – непостижимое, невероятное множество младенцев. Будущие подданные. Все это преисполняет меня верой в Божье милосердие. Я должен с доверием и спокойствием ожидать того, что припасено для России…»
Так Кропоткин или Романов?
– Развитие нашего города связано со строительством железной дороги Ростов – бывший Романовский пост – Владикавказ, которое началось с одобрения царя из династии Романовых – Александра Второго в 1872 году, – знакомит с историей города Кропоткина научный сотрудник городского музея Владимир Хаустов.
В историко-краеведческом музее нет документального подтверждения прибытия Николая Второго на станцию Кавказскую. Отсутствие этой информации связывают с «революционным прошлым». Тем не менее, из рассказов старожилов о визите императора знают и не исключают такую возможность:
– В 1914 году на хуторе Романовском проживали 20 тысяч человек, действовало сотни торговых заведений, десятки промышленных предприятий. Местные жители добивались присвоения хутору статуса города. Зная любознательность и простоту Николая Второго, не исключено, что во время стоянки поезда царь мог встречаться с романовцами, – Владимир Хаустов сопоставляет исторические факты.
Только при советской власти хутор Романовский получил статус города и… имя мыслителя, ученого Петра Кропоткина, который здесь никогда не был. Кстати, некоторые общественники до сих пор ратуют за возвращение городу исторического названия – Романовск.
Кстати
18 июня 1874 года с хутора Романовского отправился первый поезд. Станция, как и сейчас, называлась Кавказской. Первый железнодорожный вокзал был саманный, через два года построили кирпичное двухэтажное здание на 50 мест. В 1905 году открыто современное вокзальное здание. Вокзал разрушен во время Великой Отечественной войны, в оригинальном виде восстановлен в 1950 году.
Фото автора и из музейных архивов.