Кубанские Новости
Общество

Ивар Калныньш: «Поклонниц уважаю»

Когда девушки еще не знали Джонни Деппа и Данилу Козловского, у наших мам был свой принц. В советские годы все женщины Советског

Булгаков будоражит

В первую очередь зритель знает вас по ролям в кино: «Театр», «Зимняя вишня», «ТАСС уполномочен заявить». Но вы еще и сценический актер. Я говорю о спектакле Независимого Московского театра «Мастер и Маргарита», который с успехом гастролирует в России и за рубежом больше 10 лет. Причем у вас в этой постановке несколько ролей. Кого вам интереснее играть: Воланда или Понтия Пилата?

- В этом спектакле большой профессиональный актерский состав, но в романе персонажей еще больше, поэтому, как вы правильно сказали, каждый из артистов здесь играет нескольких героев. Я выходил в разных городах, в разные годы на сцену в образе Понтия Пилата, Коровьева-Фагота, Воланда. Какой образ ближе? Нельзя сказать. Булгаков – гений, который оставил произведения, до сих пор будоражащие умы и чувства кинематографистов и театралов. Каждый его персонаж уникален. Здесь не важно, кого ты играешь, главное – как. Надо прочувствовать свою роль. Мне журналисты задавали вопрос, трудно ли примерять на себя образ «палач Иешуша». Но позвольте, Понтий Пилат сам не казнил. Его грех в том, что он не вмешался в ситуацию. Моя задача – донести этот смысл до зрителя.

Есть поверье в актерской среде, что играть в «Мастере и Маргарите» на сцене и в кино опасно. А у вас было чувство страха?

- Я не боюсь и не суеверен. Да, уходили из жизни актеры, сыгравшие булгаковские роли, Саша Абдулов, например. Но это не мистика, а стечение обстоятельств. Артист – это натура, которая должна все время гореть. А, как известно, любой огонь, как бы его ни подкармливали, рано или поздно гаснет.

Без национальности

Ивар, вы латышский актер, но до сих пор гастролируете в разных странах. На народный кинофестиваль в Усть-Лабинск недавно приезжали. Вы сказали, что не боитесь, и все-таки вам не выговаривают в Латвии за поездки в Россию?

- Я - актер, человек без национальности. Неважно, на каком языке говорю и как живу. Искусство было и остается вне политики. Поэтому я приезжал в Россию и буду продолжать это делать. Очень рад, что был на фестивале, и мне выпала возможность встретиться с кубанским зрителем не на сцене, а пообщаться в домашней обстановке. Здесь хлебосольные, отзывчивые люди.

Вы скучаете по СССР?

- Нет никакой ностальгии (пожимает плечами). Хотя я получил в Советском Союзе хорошее образование, за что благодарен. Но мне не жаль, что ушла та власть. А вот в плане культуры из периода СССР можно много почерпнуть. Фильмы советские хорошо смотрятся и сегодня, поэтому там еще проводить и проводить раскопки!

Кстати, о советских фильмах, точнее о детском кино. Я включаю своему сыну такие фильмы. Если отбросить идеологию, в них остаются простые и понятные каждому ребенку вещи – дружба, сострадание, взаимопомощь...

- Да, это замечательные фильмы. И, насколько я знаю, в России снова начали выделять деньги на поддержку детского кино. Но это очень затратный жанр – по финансам и по усилиям. Я тоже снимался в детском кино. Но с детьми четыре часа работать – и то много. Они не могут, как взрослые актеры, дисциплину соблюдать, если им хочется, они уходят со съемочной площадки. Кроме того, детей надо провоцировать на определенные действия. Я как-то, каюсь, ребенка ущипнул, чтобы он заплакал в кадре. Поэтому с детьми сложнее работать. Не все режиссеры на это идут.

Сегодня жуткий кризис не только в детском, вообще в кино. Попкорном, газировкой и прочей гадостью заманивают зрителя в кинотеатр. На попкорн люди тратят больше, чем на билет. Это грустно. Кто только придумал, что надо смотреть фильм и кушать кукурузу?

Недавно я посмотрел короткометражки, будучи президентом одного кинофестиваля. Все чернуха! Это в основном студенческие картины, и в каждой, пардон, блюют! (кривится) В этом, что ли, гарант успеха?! Нет в современном кино ни идеи, ни антуража. Ленин сказал фразу известную – «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Он угадал, что кино станет массовым явлением, но и представить не мог, что оно принесет бездуховность. А с ТВ еще хуже: бесконечные ток-шоу или ТВ-игры, которые повторяют друг друга. Я сам участвовал в таких передачах. У Малахова был, где обсуждали тему: мобильный телефон вреден или не очень. У меня их три, и я об этом не думаю. А там подставные лица полтора часа ерунду несли, а аплодисменты потом вмонтировали. Чушь полная!

Я – не последний герой

А как же ваши съемки в реалити-шоу на острове, почему согласились участвовать?

- Во-первых, тогда такие проекты только появились в России. Было интересно узнать эту кухню «Последнего героя» изнутри. Меня ввели в середине игры, потому что на два месяца я не мог оставить сцену. Съемки проходили в Доминикане. До сих пор не пойму, зачем понадобилось задействовать съемочную группу в 70 человек ради игры, которая может проходить не на острове, а в любом колхозном ДК! Также две команды выставят, они влезут в мешки, грубо говоря, и побегут наперегонки. И съемки ведутся круглосуточно в ожидании или скандала, или момента, пока кто-нибудь в кусты не полезет любовью заниматься. Сходите в клуб деревенский на дискотеку – там этого добра полно. Насмотритесь. Зачем тратить на это огромные деньги, лететь на тропический остров?! (возмущен). А за эти деньги можно было дать возможность талантливому автору поставить свою пьесу.

Я пробовал сниматься в сериалах. Но быстро понял, что это не мое. Режиссерами и сценаристами в них выступают вчерашние студенты. Сценарий читать не дают до конца. Причем режиссер может меняться на площадке. А если актер не поладил с ним, его герой или умирает в сериале, или надолго куда-нибудь уезжает. Поэтому театралы ищут классику – Булгакова, актеры кино пытаются переснимать культовые фильмы.

Заранее простите, вам, наверняка, журналисты надоели с такими вопросами, но не могу обойти эту тему. Для многих девушек в советские годы вы являлись кумиром, эталоном мужской красоты. И сегодня сама наблюдала, как вас окружают поклонницы. Как относитесь к такому вниманию со стороны женского пола?

- С уважением.

Мужчина, перешагнувший средний возраст, достоин любви?

- Все зависит от тестостерона в крови. Будьте здоровы и занимайтесь сексом. Шучу (смеется). Любви на самом деле все возрасты покорны. Но должен быть тандем: любовь плюс уважение и принятие человека таким, какой он есть. И раз мы начали беседу с Булгакова, хочу пожелать всем кубанским женщинам: пусть у каждой «Маргариты» будет свой «Мастер».

ДОСЬЕ «КН»

Ивар (в Латвии – Иварс) Калныньш

Родился 1 августа 1948 года в Риге в многодетной семье.

По наставлениям родителей с 14 лет совмещал работу и учебу, освоил профессию слесаря и мастера по ремонту вычислительной техники.

Но по окончании школы решил выбрать актерскую профессию и был принят на театральный факультет Латвийской консерватории имени Я. Витола. Уже студентом его приглашали на съемки в кино. Он снялся в спортивной драме «Право на прыжок», мелодраме «Илга-Иволга», детском фильме «Верный друг Санчо».

Известность ему принесли съемки в фильме по роману Сомерсета Моэма «Театр», где он сыграл вместе с легендарной Вией Артмане. А закрепила популярность Ивара Калныньша мелодрама «Зимняя вишня».

Одновременно со съемками актер успешно играет в театре. Самая популярная постановка с его участием – спектакль «Мастер и Маргарита».

У Ивара Калныньша сейчас третий брак. Жена моложе актера на 30 лет. У него пятеро детей. Трое – от предыдущих браков.

ФОТО Юрия ХОДЗИЦКОГО

Благодарим за помощь в организации интервью пресс-службу администрации Усть-Лабинского района.