Растоптать «Эдельвейс»
Фашисты рвались на Кавказ. Сюда были брошены специально обученные горно-стрелковые дивизии вермахта «Эдельвейс». Главный натиск шел со стороны группы «Туапсе» (сформирована в основном из горнострелковых и легкопехотных дивизий) от Нефтегорска, вспомогательный – от Горячего Ключа.
Удары наносились по сходящимся направлениям на Шаумян с целью окружить и уничтожить основные силы 18-й армии под командованием генерал-лейтенанта Федора Камкова, оборонявшейся на туапсинском направлении, отрезать Черноморскую группу войск от главных сил Закавказского фронта и лишить Черноморский флот баз и портов.
Но блицкрига не получилось. Все кончилось тем, что был отстранен от командования группы «А» генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лист. Была сформирована новая временная группировка генерала Хуберта Ланца под названием «Туапсе». Противнику противостояли наши гвардейская и стрелковая дивизии, две кавалерийские дивизии, три стрелковых полка, батальоны морской стрелковой бригады и полка морской пехоты.
Долгих пять месяцев шли бои. Для советской армии они были оборонительные. Перелом произошел в январе 1943-го. После форсированного марша по горным тропам, под непрерывной бомбежкой неся на себе оружие, боеприпасы и снаряжение, оставив тылы в долине из-за бездорожья, наши воины перешли в атаку по всему фронту.
Стремительное наступление частей Советской армии для немцев явилось полной неожиданностью. Длительные кровопролитные бои отбросили оккупантов далеко от подступов к побережью.
27 января 1943 года Апшеронский район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
Член Союза журналистов России Анатолий Орлов написал книгу воспоминаний «Военное детство». В художественно-документальной повести отражены воспоминания писателя о военном времени, когда он был ребенком, а в станицу Апшеронскую пришла фашистская армия. Детское сознание на всю жизнь запечатлело и отступление красноармейцев, страшные расстрелы мирных жителей, бомбежки, голод, отважные вылазки партизан.
«Мы думали, у меня бас, и я всегда изображал бомбардировщика, – пишет в своей книге Анатолий Орлов. – Генка хорошо, со знанием дела гудел, сносно лаял, подражая немецким зениткам. Игра нам нравилась, не нравилась бабушке, особенно когда бомбы падали близко, и взрывной волной вышибало стекла, выдавливало оконные рамы. Тогда бабушка заталкивала нас под кровать и три раза кряду заставляла читать «Отче наш». Как могли, мы читали, стараясь отвести бомбы от дома. Очевидно, это помогало: они падали значительно дальше, и бабушка уверяла, что самое надежное средство против бомбы есть молитва «Отче наш».
Осенью 1942 году в боях на территории Апшеронского района геройски погиб пулеметчик истребительного отряда Степан Суворов. Четыре раза он ходил в глубокий тыл врага в районе сел Кубано-Армянское, Червяково, Белая Глина и Маратуки. Отряд нанес противнику значительный урон. Осенью группа смельчаков разгромила немецкий батальон и в районе Армяно-Кубанского хутора вступила в неравный бой.
Всякий раз огнем пулемета Суворов останавливал орды фашистов, но, когда понял, что силы на исходе, остался прикрывать отход товарищей. Был тяжело ранен в грудь, истекая кровью, продолжал вести огонь из пулемета. Когда кончились патроны, расстреливал наседавших фашистов из пистолета, последнюю пулю оставил для себя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1943 года Степану Суворову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина. Был похоронен в селе Белая Глина. В октябре 1969 года останки перезахоронены в братскую могилу у Вечного огня в городе Нефтегорске Апшеронского района Краснодарского края.
14 августа 1942 года началась оккупация Апшеронского района. Были созданы пять партизанских отрядов, которые образовали Нефтегорский куст в составе десяти формирований и к концу августа вступили в ожесточенную схватку с противником.
Народные мстители в октябре 1942 года очистили от немцев и удерживали до подхода частей Красной армии поселок Мезмай, станицу Темнолесскую, хутор Русский, село Сахрай, хутор Киша, основав в тылу врага партизанскую республику площадью 350 квадратных километров. На этой территории работали больницы, школы, колхозы и предприятия.
Широкую известность получил налет Апшеронского отряда им. Гастелло на немецкий гарнизон в поселке Конобоз. Партизаны без выстрелов сняли часовых, захватили пулеметную точку и телефонный аппарат, а затем уничтожили до 90 гитлеровцев, сожгли весь лесоматериал и скрылись.
Позже на шоссе Майкоп – Апшеронская было уничтожено четыре автомашины с прицепами и живой силой. Диверсионная группа расстреляла из автоматов 30 офицеров, справлявших Рождество в Доме культуры Нефтегорска. В последующие два дня наши бойцы уничтожили 23 полицая, пытавшихся их поймать.
Мало осталось в живых ветеранов, участников освобождения нашего края от фашистских оккупантов. Один из таких – Василий Алексеевич Гончаров (Мазикин) проживает в станице Куринской Апшеронского района и 15 августа отметит свое 93-летие.
Зимой 1942-го, в разгар Сталинградской битвы, он в группе несовершеннолетних подростков отправился в местный военкомат записываться на фронт. Сначала ему отказали, но Василий был настойчив, и просьбу пришлось удовлетворить. И вот 17-летний новобранец направлен в Баку, в снайперскую школу. Всем зачисленным присваивались вымышленные имена и фамилии. С тех пор Василий Алексеевич стал Гончаровым.
Весной 1943 года их подразделение подняли по тревоге и направили на фронт, на подступы к «Голубой линии». Близ станицы Крымской Гончарова зачислили автоматчиком в 1040-й стрелковый полк 295-й стрелковой дивизии. Здесь Василий Алексеевич получил первое ранение. Потом он освобождал Донбасс.
После тяжелого ранения наш герой был зачислен в диверсионный отряд особого назначения. Воевал в Югославии, Венгрии. Здесь он встретил Победу.
После войны женился и перебрался в станицу Куринскую. Построил дом, работал шофером и сварщиком. Воспитал двоих детей, а теперь не нарадуется внукам и правнукам.
Фото из архивов Межпоселенческой библиотеки Апшеронского района и Детской библиотеки Хадыженского городского поселения.