Повышение стоимости ОСАГО и усложнение расчетов обсуждалось еще в начале года. И с осени нововведения вступают в силу.
С одной стороны, для базовой ставки расширяется тарифный коридор: теперь ее максимальный порог может быть увеличен до 800 с лишним рублей (с 4118-х до 4942 рублей), а минимальный снижен до 680 с небольшим (с 3432-х до 2746 рублей). С другой – с учетом ряда факторов прогнозируется ощутимый рост стоимости полисов: с 5800 до 7000 рублей в среднем. Этому «поможет» и более гибкая схема расчета коэффициентов, предполагающая оценку 50 параметров возраста/стажа водителей вместо нынешних пяти.
Плюс в данном случае – возможность снижения цены полиса для водителей с хорошим стажем. Еще один плюс от изменений в автогражданке – сохранение истории водителя: присвоенный ему коэффициент не сгорит, даже если водитель год не оформлял полис.
С 1 сентября вступает в силу еще одно важное нововведение – ГОСТ, регулирующий эксплуатационное состояние дорог. Прежде всего, документ, разработанный РосдорНИИ и сменяющий устаревший ГОСТ 25-летней давности, интересен своей конкретикой и, в частности, четко прописанными понятиями дорожных изъянов и сроками, которые отводятся на ремонт покрытия.
Так, помимо стандартизованных размеров дорожных ям/выбоин/просадок, подлежащих срочному ремонту, и сроков ремонта, новый ГОСТ регулирует работы над средствами организации движения: пешеходных переходов, светофоров, разметки и так далее. Например, на ремонт или замену знака приоритета отводятся сутки, на остальные указатели – до трех. Три дня максимум отводятся теперь на ремонт пешеходной зебры; на прочие виды разметки – месяц.
Новый ГОСТ регулирует и уборку дорог. Так, дорожным службам приписывается следить за появлением на проезжей части, тротуарах и обочинах посторонних предметов и оперативно убирать их: не более чем за три часа – с проезжей части и за сутки – с обочин и тротуаров. Помимо этого, службы должны реагировать на такие вещи, как загрязненные грунтом участки дорог или следы масла, мазута или бензина.
Дополнительно новым ГОСТом прописан ряд зимних условий эксплуатации дорог: описаны виды снега и льда, указана минимальная толщина покрова на тротуарах, при котором дорожные службы должны начать уборку. Прописано понятие уплотненного снежного покрова (УСП) для регионов с суровым климатом.
По словам РосдорНИИ, правила зимнего содержания дорог разрабатывались с оглядкой на европейский опыт: немецкий, австрийский, финский, а также на опыт Канады и США.
Минтруда и соцзащиты обещает вмешаться в процедуру получения опознавательного знака «Инвалид». Так, уже с 4 сентября знакомый желтый стикер будет заменен принципиально новым. Как будет выглядеть знак, пока неясно, но известно, что он станет персонифицированным и может быть использован на нескольких транспортных средствах, которыми управляет или на которых передвигается инвалид. Так, на лицевой и тыльной частях нового знака должна появиться информация о Ф.И.О. обладателя, документах, подтверждающих инвалидность, ее группу и срок, а также уникальный идентификационный реквизит.
Получить новую табличку можно будет исключительно в центрах ФГУ медико-социальной экспертизы по месту жительства (проживания или фактического пребывания) – там же, где инвалид (ребенок-инвалид) проходит переосвидетельствование. Оформление проходит в течение месяца после подачи заявления, получение самой таблички – в течение одного дня.
Предполагается, что нововведения улучшат ситуацию с парковками для инвалидов в городах и снизят количество злоупотреблений. На настоящий момент классический желтый значок «Инвалид», дающий право бесплатной парковки, доступен в свободной продаже, а без ошибок определить легальность его установки на автомобиль проблематично.
Вполне возможно, что с осени водителям могут начать приходить штрафы за просроченный или отсутствующий полис и ТО.
Инициатива автоматической проверки готовилась к внедрению в столице уже с 1 сентября, но в силу ряда факторов была отложена на неопределенный срок. Тем не менее, важно знать, что собирать нарушения возьмутся дорожные камеры фото- и видеофиксации, а идентификация будет проходить по номеру авто, после чего данные будут сверяться с базой АИС ОСАГО. При этом штраф (800 рублей) – вне зависимости от количества фиксаций – будет выписываться один раз в сутки.
Вступивший этим летом в силу ГОСТ, касающийся дорожной разметки, должен привести к появлению новых цветов.
Так, в частности, синими должны стать линии границ полос в пределах перекрестков, а желтый цвет планируется использовать для сплошных и прерывистых линий. Контрастные цвета должны будут помочь водителям ориентироваться в зимний период. Что касается анонсированных ранее зеленого и красного цветов для разметки, то, скорее всего, на дорожном полотне ими будут дублировать информацию дорожных знаков.
Ситуация вокруг стикера «Шипы» с осени, наоборот, должна улучшиться.
Отныне штрафовать водителей за отсутствие (неверный размер или расположение) опознавательного стикера ГИБДД перестанет. Проходившая в 2017 году под лозунгом повышения безопасности инициатива, а вместе с ней и неожиданно частые и строгие проверки на дорогах, не принесла серьезных результатов, и с осени 500-рублевый штраф за отсутствие треугольного стикера «Ш», с подачи самой ГИБДД, должен уйти в прошлое. Как в ряде случаев, и сам стикер.