В экранной жизни он был офицером и аферистом, магнатом и мусорщиком, мастерски играл в бильярд и дирижировал оркестром. Алексей Гуськов даже сыграл Папу Римского, а в новом фильме «вознесся до Христа»
На Кубань советский и российский актер приехал со своей новой работой. Фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова» выйдет на экраны страны 18 октября. Алексей Гуськов – продюсер, автор сценария и исполнитель главной роли. Большой тур региональных предпремьер, который начался с Дальнего Востока, Алексей Гуськов посвятил своему юбилею. Лауреату Государственной премии, народному артисту России – 60.
– В большом туре по стране вы не забыли и кубанские города – Краснодар, Новороссийск…
– В Краснодаре мне устроили замечательную встречу и даже подготовили ретроспективу моих ролей. Посмотрел и удивился – сколько же я такого натворил! На Кубани я не первый раз. Очень нравится ваш край, люди. Фильм, который мы привезли, кстати, снимал ваш земляк Евгений Шелякин. Замечательный режиссер. Я за ним год бегал… Увидел его первую работу и понял: это человек моей команды. Он сможет говорить о серьезных вещах в комедийном ключе.
– О чем фильм? И что за вечная жизнь уготована главному герою?
– Это невероятно красивый фильм-настроение. Снимался в Крыму, в Генуэзской крепости. С первых секунд на зрителя вываливается красивейшая картинка: море, небо с сахарными облаками. Кубанцев, конечно, этим не удивить – вся эта красота в двух шагах. Но когда для россиянина с Урала или из Сибири такая атмосфера выкатывается в зал – ах! А дальше – ироничная, легкая история. Этакий поцелуй с привкусом морской соли на губах. Фильм, который продлевает лето, или таблетка от осенней хандры.
– Вы и продюсер, и сценарист фильма. Откуда взялась идея?
– Этот фильм – мои рассуждения, размышления, родившиеся не вчера. Лет семь назад наткнулся на опрос в интернете: что бы вы сделали, если бы жили вечно? И что – если бы жить осталось две недели? Не поверите! Заработать пять чемоданов денег, залезть на Эверест, обкуриться до одури – все это где-то уже после десятого пункта. Оказалось, люди в своих подспудных желаниях очень серьезны. А на первое место практически все поставили отношения с мужчиной или женщиной…
– Любовь правит миром?
– Я был удивлен. Оказывается, быть любимым и любить – это наша самая важная потребность. Захотелось сделать фильм о смысле жизни и о любви, но легко, ненавязчиво. Философские размышления идут подтекстом – никто никого не учит, не нагружает. Некогда популярный актер, а сейчас просто аниматор в курортном аттракционе, живет одним днем. Но судьба дает ему второй шанс и новую любовь.
Весь фильм пронизан самоиронией. Мой герой когда-то играл Евгения Онегина, так же, как и я сейчас в Театре Вахтангова. Его бывшую жену играет женщина, с которой я в любви живу уже более 30 лет. А низвергнув моего героя до роли балаганного Спасителя, его «возносят до Христа»... Картина рассказывает о глубоких и важных вещах, но мы над ними смеемся. В общем, комедия на серьезные темы. Фильм хорошего настроения, но не «ржака». Ржут другие существа на Земле. Человек может улыбаться, смеяться в голос, но не ржать… Знаете, на премьере мы уходим из зала, прячемся за шторкой у двери и слушаем, как принимают фильм зрители. Затаили дыхание там, где ты задумал, засмеялись вместе с тобой – значит, удалось.
– Вы известный актер, успешный продюсер. Но, похоже, в вас еще жив зритель…
– Кино для меня по-прежнему – сказка. Думаете, за чем я бегал в кинотеатр мальчишкой? Конечно же, за мечтой, за жизнью, поданной с другой точки зрения, с иного ракурса. Любой фиксированный момент жизни запечатлеть так, что появится совсем другое настроение, послевкусие… Этого не изжить никогда.
– Теперь понятно, почему с 5-го курса Бауманки вы ушли на актерский факультет Школы-студии МХАТ.
– Судьба. А в кино пришел уже с двумя высшими образованиями. Первые съемки не забуду никогда. В фильме Ильи Фреза «Личное дело судьи Ивановой» был фантастический состав актеров – Сергей Шакуров, Татьяна Пельтцер, Наталья Гундарева, Аристарх Ливанов. Тогда я не знал, что кино снимается с любого эпизода – середины, конца. Выучил всю роль. Съемка должна была начаться в четыре дня. Я приехал на студию раньше. Никого нет, слонялся несколько часов, довел себя до головной боли. Подошел к вагончику, где отдыхал Шакуров: «Сергей Каюмович, давайте текст пройдем…» Он чуть не зарычал: «Что?!» А потом вошел в роль с ходу. Мастер!
– Теперь мастером называют вас. Более 80 ролей, мощные, запоминающиеся образы. Как вживаетесь в роли и переключаетесь на обычную, не киношную жизнь?
– Актерство – это ремесло. Не надо бояться этого слова. Чем мастеровитее актер, чем он больше начитан, развит как личность, тем больше он будет вас «обманывать». Заставить поверить в свой образ на экране – это мастерство. Но если актер путает профессию с жизнью – это сумасшедший дом.
Я никогда не был актером роли. К моему стыду, когда закончил театральный институт, не мог ответить на вопрос, какую роль хочу сыграть. Не мечтал ни о Гамлете, ни о Треплеве. Мне всегда была интересна тема. Предложили, например, роль в фильме «Тонкий лед», долго думал – что это за человек. Потом понял: это же современный Каренин, который вокруг себя создал мир, из которого бегут даже близкие. Согласился. А просто Каренина мне играть неинтересно.
На роль Никиты Голощекина в «Таежном романе» Александр Митта перепробовал всех известных на тот момент актеров. Был единственный вопрос: «Про что ты будешь играть? Что за характер?» Я ответил: «Неистовая ярость». Режиссер удивился. Говорю: «Да все просто. В нем много положительных качеств – профессионал, защитник, верный, любит так, что с ума сойти. Но отсутствует одна пружинка – он не умеет прощать». И это было попадание.
– После удачной роли актер зачастую становится заложником стереотипов. Миновало?
– Когда актер становится известным, не люблю слово «популярность», – он попадает в ловушку. После «Волкодава» мне предлагали роли бандитов, после «Таежного романа» я стал лучшим другом всех людей в форме. Было трудно выскочить из этого клише. В жизни ведь интересно делать то, что несет какое-то преодоление. Я долго к этому шел, но сейчас, не стесняясь, могу сказать: откликаюсь на те предложения, которые несут определенную тему, интересную мне. Так же относился к выбору ролей в европейском кино, которому посвятил семь лет. Сыграл даже Папу Римского Иоанна Павла II. Но живем мы в России, и надо поднимать нашу культуру – мы духовная нация, наследники великого дара. И российское кино не надо сбрасывать со счетов. Рад, что последние два года российский зритель голосует рублем за наш кинематограф. В содружестве со зрителем постараемся вернуть наследие от самых лучших образцов советского кино.
– Возвращаясь к вашей новой продюсерской и актерской работе, чем хотите поделиться со зрителем?
– Радостью обретенного дня, сиюминутного существования. Этим надо делиться, делиться... Этого не хватает. Так же, как и самоиронии. Все очень серьезны. На дорогах с трудом разъезжаемся, не дай бог, заденем локтем кого-то. Но ведь она такая мгновенная – эта жизнь. Улыбнись, и улыбнутся в ответ. Жизнь – она классная. Ее надо любить. Если ты находишься в правильной в системе координат, жизнь, как сказочная избушка, обязательно повернется нужной стороной.
– Жизнь удалась?
– В этом году мне 6:0. Я с жизнью как-то так сыграл… Пока в мою пользу.