Владимир Нестеренко

В станице Брюховецкой владелец метеорита планирует открыть музей на дому

Член-корреспондент Русского общества любителей метеоритики, краевед и археолог Константин Коваль готовится к открытию своего муз

Константин Коваль, после того как поработал в милиции и автотранспортной организации, серьезно занялся краеведением, археологией. Особенно часто краевед-находчик бывал в Северском районе, в окрестностях Краснодарского водохранилища. Именно там, между станицей Пашковской и хутором имени Ленина, Коваль и нашел осколок метеорита.

– Я ходил по берегу водохранилища. Был спад воды. Дно обнажилось. Виднелись остатки мусора, камни. Шел привычный рутинный поиск. И вдруг сердце екнуло: камень темно-бурого цвета выглядывал из светло-желтого грунта. Я стал вытаскивать его, и он вдруг распался на три части. Когда сложил их вместе, то находка напомнила восьмигранную призму со сглаженными ребрами. Ее поверхность – шероховато-бугристая, сильно выветренная.

Общий размер камня: 18,5х9,5х8 см. Позже, когда отослал два обломка находки массой 240 и 45 граммов в Москву, то специалисты Русского общества любителей метеоритики идентифицировали их в специальной лаборатории Российской академии наук и подтвердили «метеоритную природу камня, именуемого как хондрит».

От ученого из Москвы Дмитрия Александровича Казакова по телефону я услышал то, что раньше знал: хондриты – вещества метеоритов, в которых словно зашифрованы физические и химические процессы, происходившие четыре – пять миллиардов лет назад, когда зарождалось Солнце. Доказано, что метеориты – древнейшие вещества Солнечной системы. Они летали в космосе, сталкивались, становились обломками и осколками малых планет – астероидов.

Нередко к Ковалю в Брюховецкую приезжают за консультацией те, кто нашел что-то похожее на метеорит. Так, недавно приехал житель Геленджика и сразу же объяснил цель визита: «Я вроде нашел часть метеорита и хочу, чтобы вы подтвердили его подлинность». Геленджичанин из интернета узнал, что в 2006 году Коваль нашел метеорит, который был зарегистрирован в Лондоне под именем Краснодар. На сайте Русского общества любителей метеоритики он значится как консультант этой организации, имеющий звание члена-корреспондента.

Константин Иванович показал гостю небольшой, но тяжелый (вес более двух килограммов) железистый камень. С одной его стороны владелец отпилил небольшую тонкую часть небесного тела для экспертной комиссии Русского общества любителей метеоритики (РОЛМ), что базируется в лаборатории Московского института геохимии и аналитической химии имени академика В. И. Вернадского. Ее сотрудники и переслали метеорит английским коллегам. Они, в свою очередь, присвоили метеориту имя Краснодар (по названию ближайшего населенного пункта). Коваль показал новичку-находчику и свое удостоверение. Кстати, примерно с такой же просьбой к земляку-краеведу в свое время обратился и я. В моем архиве сохранился и снимок тех недавних лет (см. фото)

– Константин Иванович, каков же итог той встречи с жителем приморского города?

– Пришлось огорчить поисковика. Я показал гостю, как выглядит камень под микроскопом, и убедил, что это не метеорит… Меня умиляет, что почти каждый, кто ищет небесных каменных пришельцев, хочет разбогатеть. Приехала как-то ко мне семейная пара из Ейска. Муж показал камень – типичный известняк, а жена ейчанина, не дождавшись моего заключения, призналась: «Вот продадим метеорит и купим дом и «Мерседес». Услышав это, я тогда и не пошел к микроскопу, а сразу же сказал напористым гостям: «Далеко вам еще до дома и машины. Вы нашли камень, слегка похожий на одну из разновидностей метеорита-хондрита».

Больше четверти века занимается Коваль краеведческой поисковой работой. Своими находками нередко делится с местным станичным историко-краеведческим музеем, в котором несколько раз были организованы его выставочные экспозиции. Краевед около 20 лет сотрудничает с Краснодарским музеем-заповедником им. Е. Фелицына.

– Мы рады щедрым подаркам Коваля, – сказала научный сотрудник этого учреждения культуры Ангелина Хачатурова, – он передал нам в дар сосуды, конскую упряжь, зернотерки доскифских времен. Это VII век до нашей эры.

А станичному музею находчик подарил экспонаты времен бронзы. В последнее время Константин Иванович готовится к открытию своего музея. На дому. Хотя музей пока на стадии подготовки, в нем уже побывали ученики соседней школы № 2.

Часто приезжает к Ковалю историк-краевед Александр Шеремет. Вместе с ним Константин не раз бывал в поездках по Кубани. Ездили они и в соседние регионы.

– В свое время, – сказал Константин Иванович, – мне очень помогли советы и уроки ученого, большого знатока археологии и музейного дела Владимира Александровича Тарабанова (светлая ему память). Основываясь на них, я определил тему моей музейной экспозиции: «От древней истории до наших дней». Найдет в ней свое место и метеорит Краснодар.