Кубанские Новости
Общество
Владимир Нестеренко

Почему фермера из Каневского района уже 20 лет называют Робинзоном

«И один в поле воин!» – этот девиз фермера Сергея Старикова в полной мере отражает его судьбу и успешную работу на земле.

– Робинзоном меня стали называть ровно 20 лет назад, – признался Сергей Иванович, но ни сейчас, ни тогда я на острословов не в обиде. Они правы: выделенные нам с женой девять гектаров пашни, окруженные несколькими лесополосами, да еще и за 15 километров от Каневской, напоминали своеобразный остров. А кто его хозяин? Конечно, Робинзон.

Было это на склоне минувшего века. А трудовая биография молодого механизатора Сергея Старикова началась не на Кубани, а на Луганщине. Там он проработал в одном из колхозов две ударных пятилетки и уже имел семью. Был в колхозе на хорошем счету. И все же сказалась романтическая натура, а также желание быть ближе к южному морю. Тем более что переехать в Краснодарский край Старикова не раз звал давний закадычный друг: «У нас в Каневской такие красивые живописные места! А колхоз «Победа» своими победами известен всей стране. Приезжай, не пожалеешь!».

Легендарный председатель каневской «Победы» дважды Герой Социалистического Труда Вадим Федотович Резников, узнав, что тракторист-крепыш почти его земляк, сразу же спросил:

– Председателя Олега Исааковича Дукмана знаешь?

– Конечно, знаю! Я же в его колхозе работал. И вроде бы неплохо. Можете позвонить и спросить.

– Но если и позвоню, то прежде справлюсь о его здоровье и делах. А о тебе спрашивать не буду – вижу, что смельчак и по виду работящий. Привози в нашу станицу семью, получай колхозный дом и направляйся во вторую бригаду. Там такие трактористы нужны.

Вдруг мой собеседник, Сергей Иванович Стариков, глубоко вздохнул и с нескрываемой грустью сказал: «Да, были люди-титаны в те не очень давние добрые времена!»

…На новом месте, как и на прежнем, на Луганщине, механизатор трудился на совесть, с полной выкладкой. Пахал, сеял, с большим желанием проводил любимую междурядную обработку плантаций разных культур. Любой трактор или комбайн был подвластен Старикову. По труду – и честь, и награды. Почти три таких же ударных, как и прежде, пятилетки отработал Сергей Иванович в ставшей ему родной «Победе». Но, к сожалению, из-за внезапной аллергической болезни пришлось сменить работу. Технарь Стариков некоторое время результативно работал экскаваторщиком, но, несмотря на солидный заработок, и, заскучав по сельским делам-заботам, оформил полагавшуюся по закону ему и жене землю, стал фермерствовать.

– Приехал я в эти места с женой и детьми летом. У нас к тому времени было две коровы – Ночка и Красуля, четыре бычка и лошадка Принцесса. Жили мы на своем острове, как на даче. Выращивали овощи, заготавливали сено для животных. После благодатной осени наступила теплая зима. И мы решили перезимовать в небольшом, но надежном вагончике. Вот с тех и до сих пор меня называют Робинзоном. Поначалу приходилось оправдываться: «Никакой я не Робинзон – просто новый крестьянин». И уточнял: «Прошу не путать с новым русским – всего добиваюсь своими руками». Кстати, и руками моей надежной и верной помощницы жены Галины Михайловны было многое сделано. Благодаря ей на усадьбе появились не только овощи, плодовые деревья, но и цветы. И эта красота до сих пор радует взоры всех, кто бывает здесь. А Галя (светлая ей память) через время трагически погибла…

Помолчав, Сергей Иванович, он же один в поле воин, продолжил свой неторопливый рассказ о делах на полях и своей ферме.

– Раз я – фермер, то должна быть и ферма. Хотя многие коллеги обходятся без нее. В наличии у них только земля. А у меня ее теперь около 70 гектаров. Некоторые мои соседи-станичники решили избавить себя от сельских забот-хлопот, и я без раздумий купил их наделы. За все время моего фермерства разные были годы, разная урожайность. Если говорить без бахвальства о самых высоких цифрах, то в прошлом году порадовала пшеница сорта «Таня». Она дала на круг 99 центнеров. Почему такой результат: на том поле была раньше люцерна, а потом оно «отдыхало» шесть лет. Несколько лет назад порадовала меня и кукуруза (дала на круг свыше 60 центнеров). Урожайность подсолнечника была более 40 центнеров. Конечно же, все это ложится на мои плечи и руки, но, не скрою, порою помогает и друг Владимир. Он тоже механизатор.

По итогам 18-го года моя пашня дала более 200 тонн пшеницы и ячменя. Для животных заготовил пять тонн сена.

– Сергей Иванович, а какая отдача от фермы?

– Не скажу, что у меня особенная ферма, но я горжусь, что она есть! После тех двух первых коров купил еще шесть буренок. А сейчас уже 30 дойных коров. Столько же телочек. Гордость фермы – красавец, племенной бык Ураган. Могу назвать и цифры. В месяц я сдаю около десяти тонн молока. За год – в десять раз больше. Не секрет, что мне здорово помогает доярка, мастер своего дела Алла Владимировна Афанасюк.

– Сергей Иванович, когда же фермер Стариков отдыхает?

– Для меня пока летний отдых невозможен, как и полет на Луну. Лет десять никак не могу выбраться на Черное море. Зато мне гораздо ближе черная пахота земли. Пока только мечтаю о поездках. Особенно в Питер и в Царское Село. Хочется побывать и в горах. А вот так называемая «сбычамечт», но только сельских, почти реальна. Это покупка хотя бы «бэушного» силосного комбайна, резиновых настилов-ковриков для коровника. Мечтаю и о современных небольших механизмах, которые сегодня нужны для ведения хозяйства.

Я же не могу не сказать о благотворительности фермера. Стариков постоянно помогает детскому саду «Подсолнушек» станицы Придорожной, ее жителям и литераторам-каневчанам. И живет Сергей Иванович с верой в вечные ценности: Добро, Труд, Долг, Честь, Совесть и Любовь.