Кубанские Новости
Общество

Куда заведет Армению новый парламент

Новый парламент Армении приступил к работе 14 января.В результате выборов произошло кардинальное обновление депутатского корпус

Состоящий из трех фракций законодательный орган, после конституционной реформы и перехода по его итогам к парламентской форме правления, стал главным политическим органом республики. Здесь будут решаться все жизненно важные вопросы Армении, в том числе касающиеся внешней политики.

Повысится роль законодательной власти в сфере дипломатии. Но готовы ли к этому сами новоиспеченные парламентарии, у многих из которых нет за спиной мало-мальского политического опыта, неокрепшие в жизни юнцы, те, кто не умеет даже давить на кнопки голосования в парламенте? Иными словами, хватит ли у нового парламента Армении потенциала для лоббирования интересов страны в таких международных структурах, как ПАСЕ, СНГ, ПА ОБСЕ, ОДКБ и НАТО, а также в отношениях с российскими, европейскими и американскими законодателями?

Новый парламент Армении, состоящий из 132 депутатов, 11 постоянных комиссий, находится под абсолютным контролем правящего блока «Мой шаг». Спикером Национального собрания стал соратник Пашиняна Арарат Мирзоян. Власти декларируют задачу качественного улучшения работы нового парламента, однако в строго политическом смысле законодательный орган «новой Армении» мало чем отличается от парламента предыдущего созыва, работавшего всего полтора года. В обоих случаях отсутствуют политические противовесы, власть максимально персонифицирована, вся политическая реальность вращается вокруг личности премьер-министра, которого в Армении уже называют «человек-институт». Это игра в одни ворота: государственные институты ослаблены, партийная система в руинах.

Купающаяся в собственной легитимности власть, заявляя о замене «всего плохого на все хорошее», лишена какого-либо стимула договариваться с политическими оппонентами. Отсюда резкая поляризация политический реальности и общества с популяризацией таких понятий, как «победа и капитуляция», «черное и белое».

Между тем, правильно использовать эту самую легитимность на внешнеполитической арене как-то не получается! Хотя до «бархатной революции» пламенные оппозиционеры с уверенностью убеждали население, что все внешние проблемы республики есть результат слабой внутренней легитимности власти. Однако, как мы видим, перенести революционную риторику или логику внутриполитической борьбы во внешнюю политику не получается. А иногда, гоняясь за «научной демократией», которая почему-то обязательно «должна везде победить», устами представителей власти делаются спорные заявления, представляющие потенциальную опасность для отношений с соседними странами.

Например, депутат Национального собрания от фракции «Мой шаг» Айк Конджорян, пытаясь выделить в демократическом свете Армению в региональном политическом ландшафте, окрасил Иран «в авторитарные цвета» и поставил его в один ряд с Азербайджаном и Турцией. Депутат потом признал, что «оговорился», но сказанное оставило негативный осадок на отношениях с таким важнейшим геополитическим партнером.

От таких действий страдают интересы страны. Приведем несколько примеров: Армения в период правления команды Пашиняна находится на грани потери поста генсека ОДКБ, ощущается напряжение в отношениях с союзниками по этому договору, Россия на 10% подняла цену на газ, а о реализации заключенного с ЕС рамочного соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве даже не говорится. В результате даже друзья Армении со скепсисом смотрят на потенциал новых парламентариев в плане работы на таких площадках, как парламентские ассамблеи НАТО, Совет Европы, СНГ, ОБСЕ и т.д.

В результате «юные» парламентарии вряд ли смогут оказать эффективную помощь своему правительству в решении важнейших внешнеполитических проблем. Правда и правительство не блещет этими умениями. И что будет вокруг Армении последующие несколько лет с такими «рулевыми», можно только догадываться.