Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Почему в заказнике под Горячим Ключом гибнут дикие кабаны

В тревожной ситуации разбирались журналисты «КН».

«Срочно приезжайте, у нас в лесу кабаны дохнут!» – этот звонок в редакцию «КН» был просто криком души. Житель села Хребтового Антон Семенихин забил тревогу после того, как туристы рассказали ему о туше кабана, которую они увидели посреди горной реки в заказнике «Горячеключевской».

Это не вызвало бы такого беспокойства, если бы накануне сотрудники управления ветеринарии Горячего Ключа и департамента ветеринарии Краснодарского края не обнаружили еще три туши. А месяцем ранее четыре туши нашел сам Антон. Конечно, на следующий день мы выехали в заказник, чтобы увидеть все своими глазами и попробовать разобраться, что происходит в здешних лесах.

В чем соль?

Дорога к месту происшествия оказалась непростой: сначала 20 минут по бездорожью в «уазике», потом 40 минут пешком под дождем вдоль горной речки по еле заметной тропе. Наконец на островке суши посреди бурного потока действительно показалась туша кабана – судя по размеру, это был совсем молодой подсвинок. Заметных ран на его шкуре не было, значит, версию с браконьерами стоило отбросить сразу.

– Сейчас берем пробы материалов для анализа на чуму и будем уничтожать труп, – сказал начальник управления ветеринарии Горячего Ключа Михаил Ерлашов. – Точно такие же действия проведены вчера с тремя тушами, и месяц назад с еще двумя. Место гибели кабана будет обработано специальными растворами.

Выясняем, что результаты анализов животных, найденных месяц назад, уже готовы. По заключению Кропоткинской краевой ветеринарной лаборатории причиной смерти стала не африканская чума (то, чего больше всего боятся ветеринары), а… обычная поваренная соль. Якобы содержание хлорида натрия в организме свиней доходило до 250 граммов. (Забегая вперед, скажем, что и в трупе подсвинка, которого помогали искать мы, чума тоже не обнаружена.)

Как свиньи могли съесть столько соли – объяснить не может никто.

– У меня нет комментария на этот счет, – разводит руками Сергей Ерлашов.

Местные жители более категоричны: такого просто не могло быть!

– Не едят дикие кабаны соль в таких количествах! – уверен лесничий Псекупского участкового лесничества Лев Тетозлиян. – Я 50 лет в лесу, знаю, о чем говорю.

Виновата стихия?

Так что же произошло в заказнике на самом деле? Мы сделали запросы в разные контролирующие инстанции и опросили независимых экспертов. Версии прозвучали самые разные.

Министр природных ресурсов Краснодарского края Сергей Еремин сообщил, что ведомству известно о гибели только двух особей кабана – тех, что нашли 3 января. Но даже это считается крупным ущербом, причиненным объектам животного мира. Поэтому сотрудники «Краснодаркрайохоты» направили заявление о возбуждении уголовного дела в ОМВД России по Горячему Ключу. Возможной причиной массовой гибели животных в министерстве природных ресурсов Краснодарского края считают «опасные заразные болезни, стихийные бедствия и техногенные катастрофы». Возможно, картина станет яснее по окончании расследования правоохранительных органов.

Кстати, помимо МВД, в деле начала разбираться прокуратура. По информации пресс-службы прокуратуры Краснодарского края, в настоящее время проводится проверка, в ходе которой выяснилась важная деталь: все кабаны, найденные в разное время, погибли примерно одновременно. Основной версией гибели по-прежнему остается отравление поваренной солью, но был ли в этом чей-то злой умысел и как это могло произойти – пока неизвестно.

В пресс-службе администрации Горячего Ключа нам сообщили, что участвовать в разбирательстве по этому делу органы исполнительной власти, к сожалению, не имеют права, но руководство города о проблеме знает, считает ее очень важной и внимательно следит за развитием событий.

Истребление прекратить

Местные жители придерживаются своей версии: кто-то рассыпал в лесу отраву. Причем гибнут не только кабаны, но и косули.

– Мы помним, как несколько лет назад кабанов в лесах истребляли абсолютно официально – боролись с распространением африканской чумы, – вспоминает житель села Хребтового Владимир Карапетян. – Надеемся, что полиция и прокуратура разберутся в том, что происходит сейчас.

Мероприятия по уменьшению численности диких кабанов в связи со вспышками африканской чумы, действительно, были по всей стране, в том числе и на Кубани. Хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению – оправдан ли был такой удар по дикой природе и так ли уж значимо влияние диких животных на закрытые откормочные комплексы. В ноябре прошлого года вице-премьер Константин Чуйченко направил письмо в Минсельхоз, Минприроды, Россельхознадзор и Росприроднадзор с просьбой подготовить и внести в правительство РФ проект распоряжения, предусматривающий исключение целого ряда пунктов из Плана действий по предотвращению заноса в страну африканской чумы свиней. Причем подавляющее большинство исключаемых пунктов касаются именно истребления кабана.

Даже хрюкнуть не успели!

Не подвержены ли дикие кабаны другим заразным болезням и какие естественные причины могут привести к смерти животных – об этом мы спросили у независимого эксперта, кандидата ветеринарных наук, специалиста с более чем 40-летним стажем работы Сергея Фисенко.

Местные жители придерживаются своей версии: кто-то рассыпал в лесу отраву. Причем гибнут не только кабаны, но и косули.

– Я бы все-таки рассматривал версию отравления, а не вирусных болезней, – сказал он. – Но отравление таким количеством поваренной соли мне, честно говоря, тоже кажется маловероятной версией. Все-таки 250 граммов – многовато. Не представляю, что должно было произойти, чтобы кабаны это съели. Да, свиньям нужна соль, но для них и 50 граммов – критическая доза. Отравленная вода? Вряд ли, ведь горные реки с очень быстрым течением, отрава быстро размоется. Умерли от голода? Тоже вряд ли, хотя полностью исключать эту версию, конечно, нельзя.

Ну что ж, пока в этой истории больше вопросов, чем ответов. Редакция «КН» будет следить за разбирательством по этому делу. Мы обещаем еще раз вернуться к теме после того, как правоохранительные органы вынесут свой окончательный вердикт.