Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Вербное воскресенье 2019: история праздника, приметы, традиции

За неделю до Светлой Пасхи православные отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим, известный в народе как Вербное воскресенье

В этот день православные христиане вспоминают, как две тысячи лет назад в Иерусалиме люди восторженно встречали Господа нашего Иисуса Христа и под ноги ему бросали пальмовые ветви. …Однако уже спустя несколько дней они же предадут Христа и будут кричать: «Распни его!» Казалось бы, это трагическое событие, ведь Господь знал, что идет навстречу предательству, но тогда почему церковь отмечает это событие как праздник? Давайте разбираться.

Ради людей

С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица, то есть последние дни земной жизни Христа. В эти дни, подражая Господу, претерпевшему по любви к падшему человечеству страдания, верующие стараются быть ближе к Нему, потому что знают: Христос пришел в Иерусалим для того, чтобы принести себя в жертву за грехи людей.

– Но мы все равно торжествуем эти события, потому что без них не может быть спасения. Важно понимать, что вход Иисуса Христа в Иерусалим – не торжественный въезд на царство, а пример жертвенного служения людям. Господь осознанно шел на страдания ради спасения человечества, – обращает внимание на главный смысл библейских событий клирик Свято-Пантелеимоновского храма Краснодара, протоиерей Андрей Кретов.

Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо – воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие – шествие Христа на Голгофу. Именно вступление Господа нашего Иисуса Христа на путь крестных страданий вспоминают верующие в день праздника Входа Господня в Иерусалим.

Мессия явился!

По библейскому сюжету, странные, необычные события предшествовали въезду Христа в Иерусалим за шесть дней до Иудейской Пасхи. 30-й год нашей эры. Окрестности порабощенного римлянами Иерусалима гудят от слухов: «Появился Мессия – Спаситель, он исцеляет больных! Он творит чудеса, за Ним идут толпы учеников! Он наконец-то принесет свободу и воздвигнет новое царство!»

– Впервые Иисус открыто предстал перед народом как Христос – тот Спаситель, которого много веков ожидал народ. Люди стояли по краям дороги, по которой на «осляти» ехал Иисус Христос, и восторженно кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: «Кто Сей?» Народ же говорил: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета», – цитирует евангелиста Матфея протоиерей Андрей Кретов.

Это был торжественный въезд, единственный случай в земной жизни Христа, когда люди, не таясь, с радостью прославляли Его. Одни видели в Нем нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие того, кто накормит их. Третьи ожидали новых чудес и исцелений.

Но Иисус не оправдал их надежд. «Царство мое не от мира сего! Царство мое не отсюда. Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведности и мир и радость во Святом Духе», – говорит Иисус Христос.

Андрей Кретов

Протоиерей Андрей Кретов

«Шествие на осляти»

Еще три с половиной века назад на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим отмечался пышнее и торжественнее. Крестный ход в Вербное воскресенье сопровождался инсценировкой въезда Христа. Причем митрополит или позже Патриарх всея Руси, подобно Христу, ехал верхом на «осляти», а вот вел под уздцы лошадь, замаскированную под молодого осленка, сам царь.

– На Руси с давних времен существовал чин «шествия на осляти». Тем самым подчеркивалась покорность царя земного, Царю Небесному. Эту традицию отменили лишь при Петре Первом, который посчитал ее позорной, – рассказывает священник Андрей Кретов.

Но целью этого любопытного действа было не просто воспроизвести до деталей «картинку» евангельского эпизода Входа Господня в Иерусалим. Даже сам факт смирения царя до «конюшего» демонстрировал, что Бог выше земной власти, и служил напоминанием власти о том, насколько переменчива в своих привязанностях толпа.

Господу помолимся

Если обряд «шествия на осляти» остался где-то в глубине веков, то в православных храмах России, как и много веков назад, в этот день говорят о страданиях Христа, на которые Он пошел ради людей. «Когда входил Ты, Господи, во святой город, восседая на осленке, Ты с готовностью шел к страданию во исполнение Закона и Пророка…» – слышим мы на богослужении голос священника.

Придя в храм в субботу вечером, на Всенощное бдение, и помолившись Господу, мы поймем, что, в отличие от иерусалимской толпы, славить имя Христово надо не за чудеса исцеления или любые другие, а за чудо любви, которая так велика, что Господь ради нас вышел на свой крестный путь.

5684 крорп.jpg

Настоятель храма Святого Николая Чудотворца, священник Вадим Федоров


Почему верба?

Во время Всенощного бдения в храмах освящаются веточки вербы. Эти растения заменили на Руси пальмовые ветви, которыми встречал народ Иисуса Христа. Освященные ветви вербы хранят в течение года, украшают ими иконы в доме. Их нельзя просто выкинуть, это святыня, и ее нужно принести в храм для сожжения.

В сам день Входа Господня утром надо быть на литургии. Идет Великий пост, но в этот день разрешается вкушать рыбу. Работать нельзя, но если надо помочь ближнему человеку, то это следует сделать обязательно.

– Помните, что, встречая этот праздник с вербами в храме, мы можем распять Христа своими грехами. Поэтому воздержитесь от скверных дел и обязательно придите в храм на Страстной неделе, – говорит протоиерей Андрей Кретов.