Властям разных уровней и самим сочинцам можно по-прежнему спокойно смотреть на постоянно идущие суды, на миллиардные долги главного предприятия жизнеобеспечения. На перспективы банкротства и проистекающие из этого риски по снабжению теплоэнергией города. На длящийся годами финансовый коллапс важнейшего объекта муниципальной инфраструктуры. Но каков запас часового механизма экономической бомбы, заложенной под энергетическую безопасность главного курорта страны?
Очевидно, что сегодняшнее состояние МУП «Сочитеплоэнерго» не может длиться вечно. Время «Ч» наступит. Но когда?
Попробуем разобраться, благо даже открытые источники дают богатую пищу для размышления.
МУП «Сочитеплоэнерго» имеет с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» многолетние договорные отношения по поставке газа.
Газ со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» поставлялся и поставляется. Оплата же, если и производилась, то бессистемно и частично. В результате долги МУП «СТЭ» с годами имеют тенденцию к нарастанию. На начало года они составляли:
в 2015 году – 756 млн. руб.,
в 2016-м – 897 млн. руб.,
в 2017-м – 893 млн. руб.,
в 2018-м – 1 006 млн. руб.
По состоянию на 31.10.2018 задолженность составляла 904 млн. руб.
МУП «СТЭ» объясняет это «…рядом причин, таких как:
сложности технологии коммунального теплоснабжения;
социальная направленность наших услуг;
жесткое тарифное регулирование, ориентированное на ограничение роста стоимости услуг;
постоянное изменение законодательной базы;
человеческий фактор, острая нехватка квалифицированных кадров» (с официального сайта МУП «СТЭ»).
Определение объема газа осуществляется по методикам, установленным нормативно-техническими документами, принятыми в соответствии с требованиями действующего законодательства в области обеспечения единства измерений и технической безопасности (законы, постановления, приказы, ГОСТы, регламенты). Эти требования должны знать и соблюдать потребители энергоресурса.
На этом фоне трудно понять позицию руководства МУП «СТЭ»: «…потребители природного газа неожиданно для себя столкнулись с таким понятием, как «определение потребленного газа по мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования».
Дело в том, что действовавшие с 1999 года «Соглашения о порядке учета газа» были отменены новым руководством газовой компании («Газпром межрегионгаз Краснодар») как несоответствующие действующему законодательству. На наш взгляд, данное утверждение ошибочно.
Муниципальному унитарному предприятию города Сочи доначислили спорную задолженность в размере 388,8 млн. руб. К сожалению, законодательство в газовой сфере в настоящее время позволяет определять объем по «мощности оборудования…» (с официального сайта МУП «СТЭ»).
Руководство ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» настаивает на своей позиции, приводя конкретные данные в обращении в правоохранительные органы:
«…Из общей суммы задолженности (904,483 млн. руб.) сумма в размере более 270 млн. руб. рассчитана по мощности газопотребляющего оборудования. Определение объема газа по мощности газопотребляющего оборудования превышает объем газа, определяемый по узлам учета газа.
Расчет по мощности был обусловлен тем обстоятельством, что в котельных №№ 1, 6, 7, 14, 15, 31 были неисправны средства измерений. Неисправность средств измерений и правомерность, в данном случае, определения объема потребленного газа по мощности газопотребляющего оборудования установлена судебными инстанциями, в том числе по делу № А32-41617/2017…
… Действующим законодательством и заключенными договорами предусмотрено только два способа определения объема потребления газа либо по узлам учета, соответствующим Национальному стандарту, либо по мощности газопотребляющего оборудования.
Иной способ ни законодательством, ни договором не предусмотрен».
Систематические неплатежи МУП «СТЭ» вынуждают ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» обращаться в суды. С годами процесс судебных споров по оплате поставленного газа стал непрерывным. Оплату полученного энергоресурса МУП «СТЭ» производил только после инициирования поставщиком процедуры взыскания задолженности.
Краткая история вопроса с 2015 года.
2015 год – подано 12 исков на 1 079 млн. руб. (исковые требования удовлетворены в полном объеме).
2016 год – 9 исков на 705 млн. руб. (исковые требования удовлетворены в полном объеме).
2017 год – 13 исков на 903 млн. руб. (по 11 искам требования удовлетворены в полном объеме, 2 иска находятся на рассмотрении).
2018 год – 9 исков на 967, 903 млн. руб. (по 2 искам требования удовлетворены в полном объеме, 6 исков находятся на рассмотрении).
Судебными актами Арбитражного суда Краснодарского края, Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, а также Верховным Судом РФ в полной мере подтверждена законность и обоснованность действий и требований ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».
Подобное положение не устраивает руководителей МУП «СТЭ». Но им остается говорить о «…чрезмерной законодательной защите газового монополиста…» и о том, что «…есть положительные для ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» решения, которые допускают применение расчета по «мощности» (с официального сайта МУП «СТЭ»).
11 декабря 2018 года состоялась сессия городского Собрания Сочи. Один из вопросов был связан с решением ГСС от 13 ноября 2018 №132 «О предоставлении муниципальной гарантии МУП «Сочитеплоэнерго». Тогда, в частности, был утвержден срок муниципальной гарантии три года для получения кредита в Альфа-Банке под 12% годовых в размере 500 млн. руб. для МУП «Сочитеплоэнерго» в связи с задолженностью предприятия перед «Газпромом».
Вопрос на повестке дня стоял о том, чтобы изменить срок муниципальной гарантии с трех лет до полутора лет, а в связи с этим и внести изменения в бюджет в части параметров установленного верхнего предела внутреннего долга города Сочи, распределив по годам.
Инициатором сокращения срока муниципальной гарантии выступил сам МУП «Сочитеплоэнерго». Чтобы решить эту проблему, администрации города Сочи необходимо выступить гарантом перед Банком-кредитором бюджетными средствами города. И, помимо муниципальной гарантии, Банк-кредитор потребовал в залог имущество предприятия «Сочитеплоэнерго», которое является градообразующим и стратегическим предприятием. И если в гарантийный срок вышеуказанное предприятие не погасит долги перед Банком, выдавшим кредит, то залоговое имущество этого предприятия отойдет Банку-кредитору, а значит, окажется в руках частного владельца после продажи с аукциона.
Депутат ГСС Роман Владимирович Бугайчук обратился к коллегам: «Мы сегодня принимаем такое решение, которое может повлечь за собой необратимый процесс. Делая невыполнимые условия предприятию по возврату кредита, мы заведомо толкаем его к распродаже имущества, кроме того, в данной ситуации прослеживается скрытая продажа. Если предприятие не сможет уложиться в поставленный срок в полтора года, то оно попадет в руки частного владельца и, соответственно, администрация не сможет влиять на формирование тарифа данного предприятия. Хотя сегодня они и немаленькие, но контролируемые. Прошу вас, прежде чем отдать свои голоса за уменьшение срока гарантии, подумайте, что будет потом».
Всего депутатов на сессии присутствовало 41 человек.
«ЗА» проголосовали 34 человека.
«Против» – 2 человека: Черновалова Т. Б. и Бугайчук Р. В.
«Воздержались» 5 человек.
Срок муниципальной гарантии уменьшен до 1,5 года, что делает возврат кредита более проблемным.
Уже много лет градообразующее и стратегическое муниципальное предприятие «Сочитеплоэнерго» находится на краю финансовой пропасти.
Только с 2015 года из-за хронических неплатежей решением судов за использование чужих денежных средств и оплату пени (ст. 359 ГК РФ и ст. 25 ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации») оно потеряло более 59 млн. руб. и в ближайшее время имеет все шансы потерять еще 23 млн. руб.
Есть основания полагать, что ущерб в особо крупном размере городу, горожанам и предприятию был причинен вследствие неисполнения руководителями МУП «СТЭ» своих обязанностей по надлежащей организации производственной деятельности предприятия.
В частности, не был обеспечен надлежащий учет потребленного газа, не были приняты меры по обеспечению работоспособного состояния узлов учета газа, что привело к закрытию ежемесячных объемов газа по мощности газопотребляющего оборудования в соответствии с Правилами поставки газа в РФ и Правилами учета газа. Это повлекло рост дебиторской задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и возникновению убытков как для самого МУП «СТЭ», так и для муниципального образования город Сочи.
Предполагается, что к причинению ущерба МУП «СТЭ» также причастны и ответственные лица администрации города Сочи, которые в течение длительного времени не предпринимали действий по устранению причин, способствовавших причинению ущерба. Такое отношение ряда должностных лиц к своим обязанностям в части неосуществления надлежащего контроля за деятельностью крупнейшего социально значимого муниципального предприятия города и своевременного принятия соответствующих мер повлекло за собой причинение данного ущерба.
Факт просроченной дебиторской задолженности может указывать на наличие признаков совершения руководством МУП «СТЭ», при попустительстве ответственных (должностных) лиц администрации города Сочи, действий по бесхозяйному расходованию денежных средств, полученных от продажи тепловой энергии (предоставления и (или) погашения займов, выплаты премий, оплаты товаров (работ, услуг), в том числе с участием аффилированных лиц и (или) с превышением сумм плановых расходов предприятия, заложенных в тариф на поставляемые тепловые энергоресурсы), в результате чего предприятие неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Данное обстоятельство может привести к банкротству МУП «СТЭ» и продаже их имущества, которое является муниципальной собственностью.
Использованы материалы с интернет-ресурсов: arbitr.ru, sochi-teplo.ru, мргкраснодар.рф, gs-sochi.ru, sochi24.tv и др.