Кубанские Новости
Общество
Владимир Нестеренко

Сапожник в третьем поколении рассказал о самых необычных заказах

Обувь за треть миллиона рублей, копеечные «вьетнамки», совершенно новая обувь из заграничных бутиков на переделку – все это несу

У краснодарского сапожника разные заказы: от туфель за 300 тысяч рублей до стоптанных комнатных тапочек.

В это небольшое здание с вывеской «Ремонт обуви», что находится в центре Краснодара, я заглянул, чтобы увидеть нынешнего представителя довольно редкой сегодня профессии – сапожника. Профессии, которой долгие годы жизни посвятил мой дядя – Виктор Фирсович.

Хозяин мастерской, не увидев в моих руках обуви, слегка удивился и спросил: «С каким вопросом пожаловали?»

– С журналистским. Скажите, пожалуйста, сколько лет вы занимаетесь ремонтом обуви?

Мастер, словно был готов к этому, добродушно выпалил: «Ровно 32 года». После короткой паузы с гордостью добавил: «Сапожник в третьем поколении!»

Значит, признался я, мне повезло.

– Действительно, повезло. В такую жару мало кто ко мне наведывается. Да и до конца работы остается всего час с хвостиком. Обычно я выслушиваю самые разные истории моих клиентов, а сегодня, чувствую, пришла пора рассказать о профессии и о себе.

И Вартан Арутюнов начал неторопливый рассказ.

– Мой отец, Виктор Вартанович, в системе бытового обслуживания населения Кубани был человеком известным, а в сообществе сапожников еще и весьма уважаемым мастером. Он руководил крупным обувным цехом. Сапожником работал и дедушка. Отец очень хотел, чтобы я стал продолжателем династии. Мечта сбылась: с этой профессией я связан с малолетства. Многому меня научил не только отец, но и дядя. Он – тоже классный мастер по ремонту обуви. Начиная работать самостоятельно, я следовал двум наказам моих наставников. Первый: всегда гордиться своей специальностью, никогда не халтурить. Второй наказ – настоящему мастеру должен быть чужд принцип некоторых нерадивых сапожников: стежки пореже, а деньги все те же. Кстати, я никогда не беру за выполненный заказ денег с малоимущих клиентов, с бабулек, которые считают последние копейки, с инвалидов.

– Вартан, а кто они, ваши клиенты?

– Все – любимые и желанные. Дети моих первых клиентов уже приносят сюда обувь. Чаще всего приходят женщины. Большинство настаивает на срочном ремонте обуви. Пока я выполняю заказ, женщины обычно изливают душу, зная, что я никогда и никому не расскажу об их самом сокровенном.

Есть и особая категория клиентов – фанаты обуви. Они дорожат любимыми туфлями или сапогами. Вспоминают, где они в этой обуви ходили, путешествовали. Какие истории с нею случались. Просят делать ремонт осторожно, деликатно. Есть такие фанаты, которые приносят отремонтировать даже домашние тапочки-долгожители или так называемые «вьетнамки», с которыми заказчики ну никак не могут расстаться.

Среди моих постоянных клиентов есть и уникальные. В основном, из числа состоятельных. Например, одна горожанка, которая часто бывает за рубежом, приносит мне сразу 3–4 пары совершенно новых туфель и просит поставить верх с одной пары, танкетку – с другой, а каблук – с третьей. Ее концепция проста: чтобы окончательный вариант туфель был эксклюзивным, ни на одну в мире пару не был похож.

…Как рассказал мастер, богатые клиенты доверяют ему обувь, купленную в престижных бутиках. Ее стоимость, случается, превышает 300 тысяч рублей. Эта обувь часто нуждается в набойках, капроновых накладках, которые сапожники почему-то называют профилактикой.

Нередко клиентами Вартана становятся не краснодарцы – жители Сочи, Ростова-на-Дону, Москвы, даже Пятигорска – кстати, города, который славится мастерами сапожного ремесла. Есть у Арутюнова клиенты из Германии, Хорватии, Латвии.

– Вартан, а что у вас вызывает недовольство? Может, грязная обувь, которую, к сожалению, иногда приносят и просят обновить, или что-то другое?

– Своими клиентами я почти на сто процентов доволен. Но, правда, есть и такие, которые доставляют хлопоты. Это забывчивые клиенты. За выполненным заказом они не приходят по году или даже по два. Есть заказчик-рекордсмен – за своими отремонтированными ботинками он пришел спустя четыре с половиной года! Клиент сказал, что уезжал в командировку. А, вернувшись домой из поездки, он совсем забыл о сданной мне обуви…

Рабочий день у мастера сапожных дел начинается рано. Первым рейсом трамвая он едет в мастерскую. Через час, в 5.30 утра, Вартан уже на работе. Каждый день он ставит перед собой такую задачу: отлично начать рабочий день и в 6 вечера его также отлично закончить. И каждый день эту задачу выполняет.