Кубанские Новости
Общество
Владимир Нестеренко

Художник из кубанской станицы 8 лет расписывал католические храмы Италии

Мастер кисти из Брюховецкой Александр Шевель до сих пор получает восторженные отзывы от своей работы из разных городов Апеннинск

Недавно Александр Шевель получил из Италии бандероль. Прислал ее кубанцу друг, священник из Болоньи Дон Марино Табеллини. В бандероли нашлась городская газета с обведенной красным фломастером заметкой. В ней сообщалось, что местное туристическое агентство открыло в городе новый маршрут с неожиданным для Италии названием – «Храм с русским сердцем». Рядом с заметкой Дон Марино оставил рукописный комментарий. Александр Шевель перевел его на русский язык своему первому критику – жене Татьяне: «Алессандро, поздравляю! Наш храм интересен не только итальянцам, но и людям мира!»

– Конечно же, приятно получать такие весточки, – признался во время нашей встречи член Союза художников России, – но, прежде всего, хочу рассказать о моей первой и, по сути, случайной поездке в страну великих итальянских творцов Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля Санти. Это был 1997 год. Мой земляк и товарищ Владимир Шкурко повез на лечение в Италию свою жену Татьяну. В Болонье у него появились душевные друзья. В их числе был и Дон Марино, которому Володя однажды показал альбом с фотографиями. Среди них были и снимки моих картин, которые впечатлили священника. Дон Марино, как типичный итальянец, темпераментно воскликнул: «Я хочу, чтобы наш католический храм святой Марии расписал этот талантливый русский мастер. Звоните ему немедленно! Но скажите ему, что у церкви денег нет. Зато мы оплатим его проезд в Болонью, обеспечим бесплатное проживание. Будем вкусно кормить, поить лучшими итальянскими винами и покажем нашу великую страну». Горячее желание и добрые чувства священника передались моему другу, и тот сразу же, в час ночи, по телефону задал мне прямой вопрос: «Хочешь в Италию?» И рассказал про скромные, но удивительные для 90-х годов условия. Я тут же согласился и стал собирать чемодан.

– Храм, – продолжил свой рассказ Шевель, – находится в пригороде Болоньи, в Кальдерино. Первое время в незнакомой стране меня выручал Володя, он был моим переводчиком. Дон Марино при первой нашей встрече подчеркнул, что роспись нужно сделать не в классическом стиле, а в авангардистском, именно в том, в каком я работал. Мне предстояло расписать 750 квадратных метров. Это и 16-метровый купол, и стены храма.

Вскоре я остался один на один с итальянцами. Языка не знал. Изъяснялся жестами. Правда, здорово мне помогал русско-итальянский словарик. Несмотря на сильную ностальгию (скучал по семье, родной стороне), работа шла. После того как была завершена первая роспись библейского сюжета, Дон Марино радостно закричал: «Браво, Алессандро!»

В течение года беспрерывной работы кубанский художник использовал около 50 сюжетов из Библии, делая на стенах росписи. Когда работа была окончена, освятить храм приехал известный в Италии кардинал Биффи. Он по-доброму отозвался о «большой работе русского художника».

– Мне, конечно же, была приятна такая высокая оценка, но, если честно, больше всего запомнились слова простых посетителей храма. Приведу всего два мнения прихожан: «Какие дивные росписи! Вашею кистью водил ангел!», «Знаю, что вы – русский, но для меня – как Микеланджело!»

…После того как Шевель расписал храм в Болонье, в итальянской прессе появились хвалебные публикации. К Александру Викторовичу стали обращаться с новыми заказами. В основном сановные священнослужители. Его мастерство узнали и в соседнем с Италией государстве Сан-Марино. Всего мастер кисти расписал около десятка католических церквей. Он также выполнил несколько светских заказов мэрии города Фоссано. А друзья-итальянцы и новые знакомые из разных уголков этой страны убедились в том, что Шевель – еще и отличный портретист.

Находясь в Италии восемь лет, Александр Викторович постоянно делал в своих блокнотах разнообразные записи, которые впоследствии стали страницами его увлекательной книги «Итальянский дневник». Спустя пять лет Шевель выпустил книгу прозаических произведений о земляках-станичниках. Потом увидели свет сборники стихотворений Александра Викторовича «Музыка души», «Круг осени». Авангардистскую поэзию содержит сборник Шевеля «Металлический мальчик».

И все же кисть – главный творческий инструмент этого талантливого человека. Он пишет пейзажи, портреты. А не так давно талантливый мастер сделал интересные росписи стен в детском центре «Чудо-Чадо». В этой работе – отголоски его собственного детства.

– По словам моих родителей (мама Анна Ивановна и папа Виктор Саввич, светлая им память), я начал рисовать рано, – вспоминает он. – В пятилетнем возрасте услышал сказку в стихах Маршака «Кошкин дом». Она настолько мне понравилась, что я стал рисовать картинки по мотивам услышанного. По мнению отца, мой первый опыт был довольно удачным. И все рисунки отец с гордостью показывал родственникам, друзьям, знакомым людям, утверждая, что сын непременно будет художником. Мои родители работали в начальной школе, и я был их учеником, продолжающим с увлечением рисовать. К сожалению, в то время в Брюховецкой не было художественной школы, это было не в мою пользу во время поступления в Краснодарское художественное училище. Кстати, принимали в это учебное заведение только выпускников таких школ. Но отец уговорил членов приемной комиссии допустить меня к вступительным экзаменам. В тот год на одно место претендовали семь человек. Я все экзамены сдал на пятерки. Учеба дала мне, станичному пареньку, очень многое, и самое главное – свободу творчества. Я тогда увлекался импрессионизмом, был поклонником творчества Ван Гога и Матисса. И рисовал в этом стиле.

После окончания училища Шевель поработал учителем рисования в средней школе, затем отслужил в армии, а потом, более 20 лет, заведовал районной художественной мастерской в станице Брюховецкой. Времени в те годы было маловато, но Александр все же писал картины, ходил на этюды. Начал участвовать в выставках молодых художников. В 1994 году, когда был принят в Союз художников России, стал ездить на «творческую дачу» в Горячий Ключ. К тому времени его работы уже входили в каталоги краевых и республиканских выставок. Познакомился с его картинами и знаменитый поэт Евгений Евтушенко, приехавший в Брюховецкую по приглашению тогдашнего редактора районной газеты Алексея Добрюхи. Литератору особенно понравилась картина станичного художника «Гитара Высоцкого».

…Какие сегодня радости у мастера кисти? Отметив 70-летний юбилей, Александр Викторович продолжает творить: рисует с натуры, иллюстрирует свои книги. Шевель надеется, что в скором времени увидит свет альбом его репродукций «Итальянский период».