Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Яблочный Спас: дата, главные традиции, приметы

Преображение Господне, или, как называют этот праздник в народе, Яблочный Спас, православные отмечают 19 августа.

Сын Божий

Об истории, смысле, традициях праздника, а также о том, какой посыл несет Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (полное название праздника) современному человеку, читателям «КН» рассказывает ключарь Свято-Екатерининского кафедрального собора Краснодара иерей Максим Ханов.

Священник обращает внимание на то, что в этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда избранные ученики увидели Иисуса Христа преображенным, то есть во всей Божественной, вечной славе.

– События Преображения на горе Фавор подробно описаны апостолами: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», – цитирует Евангелие от Матфея священник Максим Ханов.

Апостолы-евангелисты свидетельствуют, что после преображения на горе Фавор, перед Спасителем явились ветхозаветные пророки Моисей, Илия и говорили с Ним. Беседа шла о предстоящем распятии на кресте. После чего появилось светлое облако, которое накрыло всех своей тенью, и раздался голос Бога-отца: «Это Сын мой Возлюбленный! Его слушайте!»

Своим преображением Иисус Христос явил ученикам божественную славу, чтобы укрепить в них веру. Он как бы говорил им: «Уверуйте в Меня, потому что показываю вам славу Свою; но скоро мир будет гнать Меня, не соблазнитесь тогда – этому должно было быть. Я искуплю на Кресте грех всего мира, а вы должны будете пройти путем испытаний и проповеди Евангелия всему миру».

После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы, и Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Под Солнцем Правды

– Надо помнить, что Преображение – это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии. Это нечто, что может произойти и происходит с каждым из нас. Человек должен стремиться через молитву, покаяние, борьбу со страстями в первую очередь преобразить свою душу, чтобы приблизиться к свету Фавора, – называет главный посыл Преображения Господня священник Максим Ханов.

С древних времен в этот день освящали урожай, и если в Греции это был виноград, то на Руси его заменили на более привычные яблоки, отсюда второе название праздника в честь Спасителя – Яблочный Спас.

Три спаса августа

Успенский пост (14–28 августа), готовящий нас к празднику Успения (28 августа), обрамлен тремя праздниками, посвященными Спасителю: 14 августа – праздник Всемилостивого Спаса (Медовый Спас), 19 августа – день Преображения Господня (Яблочный Спас), 29 августа – день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).

Но ведь не одними же яблоками жив человек? Конечно, нет! Фрукты – это лишь материальная оболочка, за которой следует видеть глубокий, духовный смысл, как это сделал епископ Мефодий (Кульман) (1902–1974 годы): «Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор – это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха».

Молись и верь

Люди, которые думают, что в праздник Преображения Господня стоит принести в церковь фрукты, освятить их, съесть и, как говорится, ждать Божьей Благодати, глубоко ошибаются.

– Обрядовая форма – это не главное. Важнее для человека преобразить свой внутренний мир, душу. А это возможно, лишь приложив усилия и призвав в соработники Господа нашего Иисуса Христа, – сказал Максим Ханов.

И здесь к месту высказывание преподобного Иустина Сербского (1894–1974 годы): «Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия… Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил, и лучился из него».

Иными словами, преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.