Например, в Южной Корее все профессиональные массажисты – незрячие или слабовидящие люди. В Японии и Китае народные пословицы сравнивают руки таких людей с золотом, а в Таиланде говорят: «Попасть к хорошему массажисту – это большая удача, а попасть к незрячему – настоящее счастье».
Чтобы пройти курс такого массажа, кубанцам не обязательно ехать заграницу. В Краснодарском крае сегодня есть свои мастера. Знакомьтесь: Ватан и Зинаида Габитовы из Анапы.
Семейная пара – 62-летний Ватан и 61-летняя Зинаида Габитовы – вместе уже более 40 лет. За это время они многое успели пережить, повидать… Хотя правильнее сказать – познать на ощупь. Когда Зине было два года, у нее началось воспаление глаз, зрение с каждым годом ухудшалось и падало, врачи ничего не смогли сделать. Сейчас она практически ничего не видит. Ее муж потерял зрение в 18 лет: переболел гриппом, после которого возникли осложнения на глаза. Решил сделать коррекцию – лег на операционный стол фактически зрячим, а встал абсолютно слепым.
Судьба свела их вместе в Уфе, на заводе телефонной аппаратуры связи, куда их направили по распределению после школы.
– Там мы познакомились и через два года поженились, – вспоминает Ватан. – Вскоре родилась дочка Оксана, и мы уехали в Ленинградскую область, в город Лугу, где нам дали квартиру. Через два года появился на свет сын Марат. Дети родились здоровыми.
Надо было как-то зарабатывать на жизнь. Молодой семье предложили обучение в Кисловодском медицинском колледже по специальности «массажист». Ведь руки слепого человека природа наделяет большей чувствительностью, а изучение массажа стимулирует к развитию способности «видеть руками». Получив качественное обучение, они становятся достойными конкурентами обычным специалистам.
Жизнь вроде стала налаживаться: семейная пара устроилась на работу в поликлинику, параллельно создавала свою клиентскую базу. Но неожиданно у сына начались проблемы с легкими. Врачи посоветовали сменить климат и перебраться поближе к морю. Габитовы так и сделали: продали свою квартиру и купили в станице Анапской дом.
– Конечно, сложно было адаптироваться на новом месте, но нам помогал сын, – рассказывает Зинаида. – Первое время он нас везде водил, знакомил с местностью. Вот уже 16 лет здесь живем, нам нравится. Дети уже выросли, дочке 40 лет, сыну – 29. Он, кстати, вернулся на родину в Санкт-Петербург. Работает там программистом. Кубанский климат быстро помог ему справиться с болезнью, практически без лекарств, только благодаря воздуху. Где-то через год нас уже сняли с учета. Сами сейчас работаем дома. Для этого у нас есть все сертификаты. Мы регулярно повышаем свою квалификацию. Пытались трудоустроиться, но не получилось – незрячих на работу в Анапе не берут.
– Не боитесь незнакомых пациентов звать к себе домой?
– Работаем без рекламы, по «сарафанному радио». Клиенты друг друга рекомендуют, а мы людям доверяем. Я знаю, что к нам плохие не придут.
– С какими проблемами обычно к вам обращаются?
– В основном с остеохондрозом, он сейчас значительно помолодел, – говорит Ватан. – С протрузией, патологическим процессом в позвоночнике, к нам попадают уже с 15 лет. А все потому, что молодежь ведет малоподвижный образ жизни, не занимается спортом, сидит в основном за компьютером или учебниками.
– Также я делаю гинекологический массаж, – добавляет Зинаида. – Он помогает восстановить все женские процессы, показан всем женщинам после 30 лет, лечит бесплодие. Помню, пришла ко мне пациентка 26 лет. Долго не могла забеременеть. Сделали курс массажа, и уже через год она родила мальчика. Что самое интересное у нее мама – профессор медицины. Но официальная наука ничего не могла сделать. Для нас безнадежных пациентов не бывает, от любого массажа есть польза. Главное – не надо отчаиваться.
– Приходят к нам и после аварий, с головными болями, – рассказывает Ватан. – Был пациент, который попросил сделать массаж от самоубийства. Я сначала оторопел, но потом начал вспоминать основы психотерапии, которые нам преподавали в училище, разговаривал с ним, параллельно делал массаж. В итоге человек этот жив по сей день.
Диагностика пациента для незрячих – целая система. Чтобы определить, где кроется проблема, слепым массажистам надо пройтись по определенным точкам.
– Есть специальная таблица-шкала, в зависимости от сегмента поражения той или иной системы проблемы видны по втяжениям, набуханиям соединительных тканей, – рассказывает Зинаида. – Конечно, шарлатанов полно. Чтобы к ним не попасть, не стесняйтесь спрашивать, где учился специалист, какое у него образование, стаж работы. Если он познал азы работы только благодаря двухнедельным курсам – бегите от него.
Следовать по определенным точкам Ватану и Зинаиде приходится и в обычной жизни.
– Конечно, в основном мы передвигаемся на такси. По станице Анапской сложно ходить незрячим – тротуаров нет, а идти по проезжей части опасно для жизни, – говорит Зинаида. – Когда муж идет за продуктами, я всегда за него очень переживаю. Это то же самое, как бросаться в омут с головой и надеяться, что водители увидят тебя и объедут. Но народ здесь добрый – часто помогают. Да и магазины на каждом углу. Если надо что-то особенное купить, то уже просим нашего социального работника. Она же нам и коммуналку помогает оплатить. А в остальном все сами.
– На море выбираемся только с кем-то из гостей, самим тяжело. Добраться до пляжа на такси можно, но находиться на пляже двум незрячим нереально. Даже вещи оставить – где их потом искать? – говорит Ватан. – А так в Анапе, по сравнению с другими городами, хорошо: звуковые светофоры, специальные дорожки и кафель. Как-то приезжали сюда наши знакомые из города Чапаевска Самарской области, им очень понравилось.
– Ваши дети сейчас живут отдельно, они не переживают за вас?
– Ой, они настолько в нас уверены, что порой даже забывают, что мы незрячие, – улыбаясь, говорит Зинаида. – Жизнь с потерей зрения не заканчивается, в этом мире у каждого есть возможность реализовать себя.