АГПУ – один из старейших вузов Кубани и единственный самостоятельный педагогический вуз на юге России, где сложилась своя мощная школа педагогов-словесников, прикладывающих немалые усилия в борьбе за чистоту русской речи.
Первый Всекубанский съезд учителей русского языка и литературы университет провел в 2017 году. Тогда он объединил 250 делегатов из 44 муниципальных образований края. Его решения подтвердили значимость миссии учителя русской словесности как носителя национального культурного и исторического кода и приоритетности роли русского языка и литературы в воспитании гармонично развитой личности.
В нынешнем году съезд стал площадкой для обмена мнениями, опытом. Его ключевая задача – определить пути решения проблем в области языкового и литературного образования современных школьников.
Съезд начался с работы пяти профессиональных площадок, где обсуждались наиболее актуальные вопросы, волнующие учителей-словесников. Участники обсудили специфику проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, пути продвижения русского языка в мире, перспективы реализации программ вузовского филологического образования, лучшие практики преподавания в школе, а также средства духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы.
Во время съезда прошли мастер-классы преподавателей АГПУ профессора Андрея Безрукова, доцентов Инессы Кириченко, Дмитрия Ковальчука, сотрудника Института развития образования Краснодарского края Светланы Ахмадеевой и абсолютного победителя конкурса «Учитель года России – 2016», выпускника АГПУ Александра Шагалова.
«Гений места» – так назвал свой мастер-класс Александр Шагалов. Говоря с коллегами об анализе произведений, он призвал их обращать внимание на место, где оно создано, на обстоятельства, при которых оно написано.
Доцент кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ Инесса Кириченко говорила с педагогами о том, что русский язык – душа России, обращаясь к истории привычных слов и заставляя собравшихся посмотреть на них по-новому.
Профессор кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ Андрей Безруков посмотрел на цивилизацию Запада глазами русской классики.
Доцент кафедры филологического образования Института развития образования Краснодарского края Светлана Ахмадеева предложила пути формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Директор Института русской и иностранной филологии АГПУ доцент Дмитрий Ковальчук провел мастер-класс «Литература Кубани как часть культурного кода русского национального литературного процесса: организация внеучебной работы по предмету в вузе и в школе», в ходе которого обратился к творчеству «живого классика», нашего современника Виктора Лихоносова.
Второй день работы II Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы начался с пленарного заседания, состоявшегося в концертном зале городского Дворца культуры. Здесь собрались не только учителя-словесники, но и руководители муниципалитетов Кубани, начальники управлений образования, ректоры и проректоры вузов России.
Модератором пленарного заседания выступил ректор АГПУ профессор Амбарцум Галустов. В этот день в президиуме находились заместитель министра просвещения России Виктор Басюк, министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева, глава Армавира Андрей Харченко, председатель Армавирской городской Думы Александр Поляков.
Открывая пленарное заседание, Амбарцум Галустов отметил, что актуальность съезда обусловлена возрастающей ролью русского языка в мире.
Заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк затронул вопрос необходимости обновления содержания филологического образования, пересмотра стандарта в части усиления воспитательного сегмента по предметным областям «Русский язык» и «Литература». Виктор Басюк отметил, что именно специалисты в области русской словесности создали наибольшее число профессиональных ассоциаций, что свидетельствует о непреходящем интересе к русскому языку и литературе. Также заместитель министра заострил внимание собравшихся на том, что русский язык в условиях поликультурного общества России является основой его интеграции. Настоящее воодушевление у педагогов вызвала новость о том, что Министерство просвещения инициировало внесение поправок в закон об образовании в части освобождения учителей от бумажной рутины.
Глава Армавир Андрей Харченко сказал о том, что мероприятие столь широкого масштаба имеет большое значение для города, поскольку АГПУ – его визитная карточка.
Будучи выпускником АГПУ, председатель Армавирской городской Думы Александр Поляков отметил высокое качество образования и уровень профессорско-преподавательского состава университета, в котором воспитываются и взращиваются настоящие таланты.
С приветствием к делегатам съезда обратилась вице-президент Шеньчженьского государственного университета, президент научно-исследовательского центра специальной экономической зоны Шеньчженьского университета, декан научно-исследовательского института «Один пояс, один путь» (Шеньчжень, Китайская Народная Республика) госпожа Тао Йитао. Она обозначила перспективы сотрудничества с российским университетом и отметила, что уже в ближайшем будущем в Шеньчженьском университете совместно с АГПУ будет открыта кафедра русской словесности.
В повестке пленарного заседания было заявлено четыре вопроса. По первому докладчиком выступила министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева. Она сказала о том, что, имея значительные достижения в области преподавания русского языка и литературы, Краснодарский край тем не менее сталкивается с рядом трудностей, поиск путей разрешения которых лег в основу повестки II Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы. В их числе не только повышение качества образования, но и формирование функциональной и читательской грамотности, формы проектной и исследовательской деятельности.
С докладом «О выполнении резолюции I Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы, проблемах и перспективах филологического образования в системе педагогический вуз – школа» выступил директор Института русской и иностранной филологии АГПУ доцент Дмитрий Ковальчук. Он привел примеры ряда проектов университета, направленных на укрепление позиций русской словесности, в числе которых – «Храмы Кубани». Кроме того, перед участниками съезда выступили аспирант АГПУ Ли Цзынь Юань (КНР) и студент Маруфджан Ачилов (Туркменистан), продемонстрировавшие виртуозное владение русским словом.
Учитель русского языка и литературы армавирской школы № 7, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016» Александр Шагалов рассказал об опыте и перспективах учительского роста, успешность которых заключается в постоянном поиске. Педагог увлеченно говорил о том, что каждый урок должен стать своего рода таинством и погружением в мир предмета.
Во второй половине дня работа съезда продолжилась серией мастер-классов.
Учитель русского языка и литературы армавирской гимназии № 1 Светлана Астанкова представила мастер-класс «Комплексная реализация целей обучения русскому языку посредством текстоцентрического подхода».
Интересной находкой организаторов стала серия нон-стоп мастер-классов лучших учителей Кубани, в числе которых – учитель русского языка и литературы школы № 13 Тимашевского района Светлана Нужнова, учитель русского языка и литературы школы № 2 (Геленджик) Елизавета Охрименко, учитель русского языка и литературы краснодарской школы № 31 Марина Бушко, старший преподаватель кафедры филологического образования Института развития образования Краснодарского края, учитель русского языка и литературы школы № 73 (Краснодар) Татьяна Каян.
Доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ Андрей Безруков провел мастер-класс «Русская классика – духовная крепость России».
Завершая работу съезда, модераторы обсудили с делегатами проект резолюции.
Как отметила одна из участниц съезда Галина Шаповалова, это мероприятие еще раз доказало своевременность рассматривания вопросов, связанных с изучением и сохранением русского языка. Такие встречи дают импульс к новым действиям. Главное – осталась надежда на то, что усилия филологов любого уровня не напрасны.
Съезд стал эффективной площадкой для обмена передовым опытом и лучшими практиками преподавания русского языка и литературы.