Кубанские Новости
Общество
Владимир Нестеренко

О чем кондуктор краснодарского троллейбуса беседует с иностранцами

На одном из городских маршрутов работает женщина-кондуктор, владеющая несколькими иностранными языками.

В микрорайон Юбилейный я ехал от вокзала на троллейбусе привычным восьмым маршрутом. После девяти вечера пассажиров было мало, и почти каждый входивший тепло приветствовал кондуктора, как хорошую знакомую. На сумке хозяйки салона была заметная, хорошо читаемая надпись: Татьяна Александровна Своеволина. Редкая, необычная фамилия, подумалось мне. Неужели она говорит о твердой, непоколебимой воле женщины? Но мягкая улыбка, приветливый взгляд кондуктора нарушали эти мысли.

В троллейбусе было немного пассажиров, и я рискнул спросить Татьяну Александровну, находящуюся при исполнении своих обязанностей, как давно она трудится кондуктором.

– Двенадцатый год, – охотно откликнулась Татьяна Александровна, – я кубанская, родом из Каневской. Моя первая специальность после окончания педучилища – учитель рисования и черчения. Потом был физмат пединститута. Работала в школе. Потом вышла замуж за военного и, находясь за рубежом, трудилась в гарнизонных детских садах воспитателем. Из-за длительных армейских командировок мужа приходилось менять профессии, а также одну работу на другую. Когда вернулись на Кубань, мой муж Василий Федорович Своеволин, военный пенсионер, окончил курсы водителей троллейбуса и стал трудиться на «рогатом» – так многие называют троллейбус. А вслед за ним я тоже окончила курсы, но кондукторов. И после этого наш семейный дуэт больше десяти лет трудится на «восьмерке». Мы с мужем любим и троллейбус, и работу.

В ходе беседы с Татьяной Александровной я узнал, что довольно часто подъем на работу у супругов Своеволиных происходит в три часа ночи. В четыре они выходят из квартиры, а потом уже в депо начинается их трудовая смена, которая длится от шести до восьми часов. За это время кондуктор обилечивает от 300 до 500 пассажиров.

– С какими проблемами сталкиваетесь?

– Не хотелось бы говорить о безбилетниках, или зайцах, но они все же встречаются. А вот «мальчиками-незайчиками» я часто называю школьников. Они действительно всегда оплачивают проезд. За годы работы я подружилась с некоторыми постоянными пассажирами. Когда есть возможность, мы говорим о погоде, политике и своих увлечениях.

– А какие любимые занятия есть у вас?

– Шью, вяжу и вышиваю. Читаю. Раньше нравились романы Дюма, а потом полюбила произведения Шолохова. Кстати, немалое количество прочитанных книг я передала в библиотеку, которая находится в Юбилейном микрорайоне. Если продолжать о своих увлечениях, то признаюсь, что люблю песни конца прошлого века. Особенно по душе песня «Подруга». Ее очень душевно исполняет Алена Апина.

Кондуктор хорошо знает историю краснодарского троллейбуса. Его первый маршрут, просветила меня Татьяна Александровна, был проложен в краевой столице летом 1950 года. Движение троллейбуса тогда было по ул. Тельмана (сейчас это Постовая), Красноармейской, Пушкина, Сталина (Красная), Светлой (Гаврилова). Известны Своеволиной и другие страницы истории этого транспорта.

Некоторые коллеги нередко называют Татьяну Александровну полиглотом, так как знают, что она, жена армейского связиста, побывала в нескольких странах, где проходил службу ее супруг, и знает разговорные языки этих государств.

– Нам пришлось служить в Прибалтике, Германии, Монголии, других странах, – рассказывала Татьяна Александровна. – Не секрет, что в троллейбусе иногда слышу иностранную речь, и если понимаю, что хочет узнать пассажир, то стараюсь ему помочь. Чаще всего объясняю, как добраться до нужной остановки. В последнее время нередко приходится общаться со студентами из африканских государств. Не раз писала им на бумажках названия и остановок, и магазинов. Они же обычно на ломаном русском языке с улыбкой и поклоном благодарят за пояснения.

Перед тем как сфотографировать кондуктора в вечернем троллейбусе, я задал вопрос, который связан с ее фамилией.

– Татьяна Александровна, если бы у вас, Своеволиной, была своя воля что-то сделать значимое, то какие бы вы приняли решения?

– Я бы разрешила бесплатный проезд школьникам, студентам и пенсионерам. Как в некоторых больших городах России. А в масштабе страны хорошо бы ощутимо увеличить пенсии. Но хочу заметить: если это и случится, то любимую работу я пока не собираюсь бросать!