Инженеры и рабочие со всех концов нашей страны трудились, чтобы в рекордные сроки запустить железнодорожную часть грандиозного мостового сооружения. В мае прошлого года по переходу через Керченский пролив отправились первые автомобили. Но именно 23 декабря 2019 года навсегда войдет в российскую историю как дата, когда Крымский мост заработал в полную силу.
Железнодорожное движение по Крымскому мосту открыл президент России Владимир Путин. В рельсовом автобусе он проехал от Керчи до станции Тамань-Пассажиркая. Войдя в кабину машиниста, глава государства дал символический гудок и скомандовал:
– Поехали!
Во время движения через мост Владимир Путин заметил, что состав идет по рельсам очень плавно и мягко. Не зря проложенный специалистами железнодорожный путь называют бархатным.
– Все звенья железнодорожного пути собирались на базе, которая развернута на Таманском полуострове. Затем путеукладочный кран перевозил их к месту монтажа, – рассказал заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин. – Из звеньев путевой решетки на мосту формировались участки длиной по 440 метров. Между ними строители устанавливали так называемые уравнительные стыки. Они поглощают напряжение от температурных воздействий на металл, благодаря чему рельсы «дышат», в результате чего поезда будут ходить мягко. Такой путь и называется бархатным.
Со стороны Краснодарского края, на станции Тамань-Пассажирская, президента ждали мостостроители. Со сцены Владимир Путин поблагодарил всех, кто был причастен к стройке века и напомнил, что этот день важен еще и потому, что с 23 декабря 2019 года возобновляется исторический маршрут из Санкт-Петербурга в Севастополь.
– Объекты инфраструктурного характера, как такой грандиозный мост, который мы построили, будут влиять на всю экономику. Но хочу вам сказать, что мы не запускаем его сначала, а мы восстанавливаем это движение, – сказал Владимир Путин. – Впервые сообщение между Петербургом и Севастополем было организовано 145 лет назад. И за всю историю Российского государства оно прерывалось только три раза – во время Октябрьской революции 1917 года, во время Великой Отечественной войны и в 2014 году.
Ровно в 14.00 со станции в Санкт-Петербурге отправился первый пассажирский поезд «Таврия». Ему, как и составу, который в 50-е годы прошлого века курсировал между Санкт-Петербургом и полуостровом, присвоили № 7. У «Таврии» 17 вагонов – столько же, сколько городов в Крыму.
Кстати, во время отправления произошла курьезная ситуация. Пока на перроне начальник состава докладывал Владимиру Путину по видеотрансляции о том, что поезд готов к путешествию, посадка в «Таврию» завершилась и вагоны тронулись.
– Догоняйте! – улыбнулся Владимир Путин.
Поезд пересек Крымский мост в ночь с 24 на 25 декабря. Кстати, более 600 билетов на «Таврию» были раскуплены задолго до даты отправления. Вместе с пассажирами в поезде едут почетные гости – работники легендарного состава № 7, который курсировал по маршруту Петербург – Севастополь с 1959 до 2014 года, а также ветераны Великой Отечественной войны. Среди них Людмила и Юрий Песочниковы. Супруги несколько лет работали на поезде № 7.
– Мне хотелось съездить и посмотреть Крымский мост, потому что о нем много говорят. Ну действительно, такие масштабы! На картинках он смотрится замечательно, хочу в реальности оценить его высоту, – поделился Юрий Песочников.
В числе самых дорогих пассажиров – освободитель Керчи и Севастополя Александр Попов. Несмотря на свои 97 лет, он смело отправился в путешествие из Санкт-Петербурга в Крым.
– Вагоны в поезде прекрасные, шума мало. Мы во время войны в таких вагонах не ездили, в теплушках передвигались, – вспомнил герой.
Кроме поезда Санкт-Петербуг – Севастополь, по мосту отправился еще один состав – из Москвы. Он выехал 24 декабря. Конечная станция поезда – Симферополь.
Ожидается, что в июне через Крымский мост поедут первые грузовые составы. В целом пропускная способность железнодорожного перехода через Керченский пролив составляет до 47 пар поездов в сутки.
Самый длинный не только в России, но и Европе автомобильно-железнодорожный мост был построен в рекордные сроки благодаря команде из 15 тыс. инженеров и рабочих со всей страны. После окончания большой стройки в Керченском проливе специалисты разъехались по своим регионам. Они планируют встретить новогодние праздники в семейном кругу, а затем мостостроители отправятся возводить новые объекты. Ведь после того как был сдан такой сложный и внушительный объект, как Крымский мост, им все по плечу.
Финальная рабочая вахта в Керченском проливе пришлась на мостоотряд № 1 из Нижнего Новгорода. Бригада из 30 человек выехала из рабочего городка строителей на Таманском полуострове последней. Представитель мостоотряда Дмитрий Шеремет работал на стройке Крымского моста с июля 2016 года и до финальных рельсов.
– Мы в хорошем настроении. Собираемся, едем. Все довольны, что выполнили эту большую работу. Готовы строить дальше. Следующие объекты ждут! – сказал Дмитрий Шеремет.
Пока по рельсам стучат колеса первых поездов, экономисты и аналитики обсуждают выгоду, которую принесет России, прежде всего югу страны, окончание строительства Крымского моста. Например, старший преподаватель факультета рыночных технологий института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Борис Пивовар уверен, что открытие железнодорожного движения по Крымскому мосту перераспределит турпоток наших соотечественников из Турции в пользу Крымского полуострова.
– Крым с советских времен воспринимался как семейная здравница на море. Поэтому, скорее всего, тот самый бюджетный турист пойдет в сторону Крыма из Турции. Здесь есть элемент патриотизма, легкости в языке, в валюте. Ведь многие боятся летать и даже не имеют загранпаспорта. Сервис, конечно, другой вопрос. Хотя и в Крыму он не стоит на месте, и сегодня на полуострове есть гостиницы высокого класса. Вслед за туризмом будет развиваться инфраструктура: транспорт, дороги и точки обслуживания – все, что может понадобиться туристу. Таким образом, туризм даст довольно много региону, который почти 20 лет был практически забыт. В ближайшие 10 лет мы увидим результаты.
Конечно, выиграет от того, что Крымский мост заработал в полную силу, и Краснодарский край. По мнению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, наш край станет одним из главных транзитных регионов России.
– Благодаря открытию Крымского железнодорожного моста Краснодарский край можно смело называть одним из главных транзитных регионов страны, – сказал Вениамин Кондратьев.
Он добавил, что регион ощущал положительный экономический эффект еще на этапе строительства железнодорожной части Крымского моста. Напомним, с 2014 года на Кубани реализуется ряд инвестиционных проектов по созданию подъездных путей к мосту. Среди них – обход Краснодарского железнодорожного узла, строительство путей, пограничных и сортировочных станций у портов Азово-Черноморского бассейна, реконструкция линий Таманского полуострова.
– Проекты – масштабные, и они в целом влияют на развитие транспортной системы края. Мы ожидаем увеличения пропускной способности железных дорог к морским портам до 154 пар поездов. Объем грузоперевозок превысит 125 миллионов тонн в год, – отметил губернатор Краснодарского края.
Сегодня также прорабатывается важный вопрос, который касается запуска электричек между Кубанью и Крымским полуостровом, что, по словам Вениамина Кондратьева, сделает оба региона еще более доступными и привлекательными для туристов.
Автодорожная часть Крымского моста это:
27 месяцев строительства
3 000 свай
288 опор
100 000 тонн металла пролетов
2 слоя асфальта
1 000 мачт освещения
75 км барьерного ограждения
60 дорожных знаков
117 км линий разметки
10 комплексов контроля дорожного движения.
Железнодорожная часть Крымского моста это:
47 месяцев строительства
3 500 свай
307 опор
160 000 тонн металла пролетов
5 000 тонн рельсов
76 000 штук шпал
90 тыс. кубов щебеночного балласта
500 км кабелей систем железнодорожной автоматики.
Самая большая железнодорожная свая моста погружена в сложный грунт на глубину 108 м – это 36 этажей.
Железнодорожная арка в 4 раза длиннее остальных пролетов: от опоры до опоры – 227 метров, как 2 футбольных поля. А весит она 6 000 тонн. Это в 14 раз тяжелее МКС!
Мост рассчитан на движение поездов массой 7 100 тонн – почти столько же весят металлоконструкции Эйфелевой башни.
По проекту мост может работать в ритме, близком по интервалу движения к метрополитену: от 2,5 мин. для пассажирских и от 4,1 мин. – для грузовых составов.
Огни железной дороги моста видно с МКС.