Во время пандемии средства массовой информации оказались на грани выживания – об этом рассказали в обращении к губернатору представители Союза журналистов Краснодарского края. Региональные СМИ фактически лишились основных источников существования: рекламные доходы, которые представляли значительную часть бюджетов, с начала введения карантина упали по разным редакциям от 55 до 70 процентов. Уже с марта большая часть рекламодателей прекратила сотрудничество по действующим контрактам, и они заморожены на неопределенное время.
Практически остановилась подписная кампания региональных газет и журналов. Киоски Роспечати закрываются, а тарифы Почты России на доставку растут: за последние годы они увеличились с 40 процентов в стоимости подписки до 70, а в некоторых изданиях — до 90 процентов. При этом остановить выход газет невозможно: подписка, составляющая большую часть тиражей, является обязательством перед читателями, и его необходимо выполнять даже в период пандемии.
В связи с введением карантина закрылась большая часть точек розничных продаж газет, а в начале 2020 года Роспечать почти вдвое сократила по краю количество своих киосков. Это привело к тому, что в апреле розничные тиражи региональных газет и журналов снизились по разным изданиям от 30 до 50 процентов, несут убытки и предприятия полиграфического комплекса.
Оплата труда и налоги в большинстве предприятий СМИ составляют до 75 процентов в структуре затрат. Из-за увеличения кадастровой стоимости используемых зданий, суммы налога на имущество выросли в некоторых СМИ в десять раз. Если до марта 2020 года предприятия отрасли с трудом, но справлялись с такой налоговой нагрузкой, то сейчас это стало невозможным. Как сообщают руководители СМИ, потеря основных источников доходов уже в ближайшие недели приведет к задержкам заработной платы и уплаты страховых взносов.
В этой напряженной ситуации, несмотря на растущие убытки, газеты, теле- и радиокомпании, интернет-редакции продолжают вести большую информационную и разъяснительную работу с населением, оперативно и объективно рассказывают о происходящих событиях, развенчивая фейковые новости. Они стали востребованным коммуникатором обратной связи между властью и населением. Подавляющее большинство традиционных СМИ еще и успешно работают в интернет-пространстве — на сайтах и в социальных сетях — тем самым максимально расширяя информационное поле.
В связи с этим Союз журналистов просит о следующих мерах поддержки:
Включить средства массовой информации и полиграфические предприятия в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в период пандемии, а также в перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность Краснодарского края.
С целью снижения налогового бремени изменить целевое назначение зданий предприятий отрасли, подведомственных департаменту информационной политики края. В случае невозможности — снизить ставку по налогу на имущество с 2 до 0,5 процента.
Снизить арендные платежи за используемые земельные участки, в том числе под зданиями, находящимися в краевой собственности.
В целях увеличения доступа населения к информации обеспечить краевую сеть розничной торговли периодическими печатными изданиями, так как на сегодняшний день киоски Роспечати ликвидированы в большинстве муниципалитетов.
Содействовать разработке и принятию мер поддержки СМИ всех форм собственности на муниципальных уровнях при разработке решений о поддержке предприятий малого бизнеса. Это могло бы быть снижение арендных платежей для СМИ или полное освобождение их от уплаты за помещения, находящиеся в муниципальной собственности; снижение ставок налогов, зачисляемых в местный бюджет, или предоставление рассрочек по их выплатам.
Создать на краевом уровне систему грантов и поддержки творческих проектов электронных и печатных СМИ всех форм собственности.
Совместно с Общественным советом при департаменте информационной политики края разработать долгосрочную программу поддержки и развития средств массовой информации.