Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

Под грифом «секретно»: на связи с Брежневым

Как советские разведчики помогли морскому десанту освободить Новороссийск от фашистов.

Гриф «Секретно» Экспертной комиссией УФСБ России по Краснодарскому краю снят с многих документов времен Великой Отечественной войны. Совместно с архивом краевого Управления ФСБ наша газета с начала года рассказывала о ранее неизвестных фактах и деталях разведывательно-диверсионных операций на территории Кубани.

Сегодня мы завершаем цикл публикаций материалом о Новороссийской оперативно-чекистской группе и ее руководстве. Речь пойдет о том, как непросто ковалась победа в борьбе за обладание ключевым портовым городом Северного Причерноморья.

Госценности под конвоем

В органах госбезопасности Алексей Бесчастнов начал работать в Москве в 1937 году, когда ему было всего 25 лет. Страна проходила через сложные испытания «великого перелома». Завершение реконструкции народного хозяйства сопровождалось всплеском активности иностранных разведок. За год до войны, с апреля 1940-го, Алексей Дмитриевич получил назначение начальником отдела экономической безопасности Управления НКВД Краснодарского края.

Когда фашисты вплотную подступили к Краснодару, лейтенант госбезопасности Бесчастнов покинул кубанскую столицу одним из последних – на улицах уже шли бои. С группой оперативников ему предстояло выполнить спецзадание по эвакуации граждан, промышленных предприятий и государственных ценностей. Задача была еще и такая: уничтожить заводы и весь транспорт, которым могли воспользоваться враги. Отстреливаясь от фашистов, чекисты на подсобных средствах смогли переправиться через Кубань (мост был уже взорван) и направились в Горячий Ключ. Оттуда через Туапсе путь лежал в Сочи, куда временно переехала вся администрация Краснодарского края.

6_Бесчастнов.jpg

Вместе с первым секретарем крайкома ВКП(б) Петром Селезневым был составлен план по поиску и ликвидации бандформирований, которые появились в прибрежных горах на участке от Сочи до Новороссийска. Эти банды, состоящие из дезертиров и уголовников, забрасываемых немцами в качестве диверсантов, спускались с гор в долины и терроризировали местное население.

Так была сформирована Новороссийская оперативно-чекистская группа, и возглавил ее Алексей Бесчастнов.

Забегая вперед, скажем, что у нашего героя была интересная судьба. После войны он стал председателем КГБ при Совете министров Узбекской ССР, а потом возглавил 7-е управление КГБ СССР, которое занималось наружным наблюдением. Умер в 1998 году в Москве.

Чтобы партизаны не «чудили»

Во время оккупации фашистами части территории Кубани чекистам Новороссийской опергруппы предстояло установить контакт с местными партизанами и стать между ними и краевым штабом связующим звеном. Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Семен Буденный дал Алексею Бесчастнову особые полномочия.

На северных подступах к Новороссийску уже шли ожесточенные бои. Прибыв в город, Бесчастнов сразу же направился к коменданту города контр-адмиралу Георгию Холостякову. Доложив о прибытии, Бесчастнов сообщил, что выполняет спецпоручения советского правительства.

Архивные документы весьма значимы, например, для изучения руководства партизанского движения в 1942 году, подготовки Новороссийской десантной операции, взаимодействия разных государственных структур, родов войск во время Великой Отечественной войны. Они важны и для исследования биографий государственных деятелей, общего контекста времени, которое накладывало свой отпечаток на людей.

Игорь Васильев, историк, кандидат исторических наук

Выполняя особые поручения, офицеру госбезопасности довелось неоднократно встречаться с начальником политотдела 18-й армии полковником Леонидом Брежневым (в 1964-м он возглавит партруководство СССР). Как вспоминал Алексей Бесчастнов, между ними установились дружественные отношения, которые впоследствии способствовали оказанию помощи в заброске оперативных работников в тыл к немцам по морю и улучшению быта чекистов.

В сентябре 1942-го Бесчастнов всю свою энергию направил на оздоровление обстановки в партизанских отрядах, «уничтожая в зародыше возможные элементы дезертирства и предательства, немецкую агентуру и пособников».

«Почти все оперработники партизанских отрядов с источниками, оставленными в тылу противника, были не связаны и об их деятельности ничего не знали… Многие из командиров партизанских отрядов начинают «чудить» – злоупотребляют своими правами», – докладывал он в центр.

В итоге Новороссийский горотдел УНКВД был расформирован, а его сотрудники прикомандированы к Новороссийской оперативно-чекистской группе.

Разведчики с Колдун-горы

В боях за освобождение Новороссийска неоценимую роль сыграли чекисты-разведчики. Перед высадкой десанта на левый берег бухты в районе Мысхако им была дана команда помочь морякам.

Лазутчики начали обследовать побережье бухты от Суджукской косы вплоть до горы Колдун. Ночью на моторных лодках с выключенными двигателями, на веслах они подплывали к берегу. Высадившись на сушу, провоцировали шумы. Немцы открывали огонь, а разведчики по вспышкам засекали расположение огневых точек врага.

Благодаря этому обстановка в окрестностях Новороссийска прояснилась: была установлена точная оборонительная линия врага, наличие блиндажей и дзотов.

Так чекисты вели подготовку к высадке штурмовых групп десантников под командованием легендарного майора Цезаря Куникова. Это случилось в ночь с 3 на 4 февраля 1943-го. Тогда был захвачен небольшой плацдарм. Дважды побывал на Малой земле и руководитель опергруппы Алексей Бесчастнов. Он проводил изучение оперативной обстановки на месте и вел сбор разведывательной информации от всех имеющихся там источников.

Позже перед чекистами была поставлена еще одна задача – добыть необходимые сведения о дате начала готовившейся фашистами наступательной операции «Нептун». Благодаря этому все атаки немцев были отбиты. Бои на плацдарме приняли затяжной характер. Затем инициатива полностью перешла в руки Красной армии.

Контрнаступление советских войск началось 6 января, а закончилось на территории нашего края 9 октября 1943 года. За 10 дней до этого прекратила свое существование и была расформирована последняя оперативно-чекистская группа в городе Новороссийске, успешно выполнив все задания советского правительства.

Смерть шпионам

После освобождения Краснодара по материалам, полученным от разведчиков в период оккупации, были расследованы дела изменников Родины.

Так, по материалам агента «Тейлора» на сотрудников фашистской газеты «Кубань» было арестовано 5 человек и объявлено в розыск 15. Среди арестованных был агент немецкой разведки, работавший на нее с 1926 года.

В феврале 1943 года на основании данных другого источника арестованы бывшие сотрудники одного из подразделений УНКВД, которые при эвакуации управления намеренно отстали от коллектива и возвратились в Краснодар, где и были завербованы немецкой разведкой.