Кубанские Новости
Общество

Осторожно! Новые уловки интернет-аферистов

Во время карантина преступники активизировались в виртуальном пространстве.

Особое раздолье для жуликов – торговые платформы «Авито» и «Юла», где пользователи размещают объявления о продаже товаров или услуг. Как не попасться на удочку к мошенникам, читайте в нашем материале.

История обмана № 1

– Сегодня выложил объявление на сайте avito.ru – хотел продать ноутбук. Не прошло и пяти минут, как мне в WhatsApp написали, что его хотят купить. Пользователь живет в другом городе, поэтому спросил, можно ли оформить заказ через доставку на avito.ru. Я знаю, что есть такая практика. Для оформления заказа и оплаты покупатель попросил мой e-mail. Это мне показалось немного странным, но я ему его сообщил. Я продаю так первый раз, но знаю, на сайте avito.ru меня должны уведомить, что товар заказан. Я спросил покупателя об этом. Он заверил, что уведомление придет мне по почте.

Действительно, на почту приходит сообщение – вроде как от «Авито», оформлено очень похоже. Даже, нажав на эмблему «Авито», можно перейти на официальный сайт. В сообщении говорится, что для оформления сделки нужно нажать на вкладку «Перейти к зачислению». Меня отправило на страницу, где написано, что покупатель оплатил товар, там его данные и кнопка «Получить средства». Нажимаю ее – и что же вижу? Нужно внести данные своей банковской карты, причем не только номер карты, но и срок ее действия и CVC-код. Это меня окончательно насторожило.

Я ему написал, мол, как-то странно, что вместо получения средств мои деньги кому-то должны зачислиться. На что он выдал мне, что сейчас напишет в техподдержку. «Ответ» не заставил себя долго ждать. Оказывается, банк запрашивает удостоверение личности путем бронирования денежных средств у продавца в размере суммы продажи для обеспечения безопасности платежа. Даже прислал мне скрин их письма. Я засомневался и прекратил переписку.

Работа над ошибками

Нужно внимательно читать правила размещения объявлений и доставки товаров на самих сайтах.

Итак, согласно им, самое главное: если вас просят перейти в мессенджер, а в данном случае покупатель сразу написал в WhatsApp, не переходите и не общайтесь. Поясним почему. Именно через мессенджер или, как в данном случае, на электронную почту мошенник присылает ложную фишинговую ссылку якобы для оформления заказа. В сообщениях на «Авито» и «Юле» это сделать невозможно – там стоит специальная программа, которая отлавливает такие ссылки.

Вторая ошибка – переход по этой самой ссылке. Оформление сделки от и до проводится на официальном сайте – и только. Без посторонних ссылок!

Если покупатель оплатил товар, заказ всегда будет отображаться в вашем профиле. Например, на «Юле» это раздел «Мои продажи» на сайте youla.ru и в мобильном приложении «Юла» – там придет сообщение. С момента оплаты и до получения товара покупателем деньги хранятся на специальном счете. Проще говоря, принцип такой: если где-то убыло, значит где-то прибыло. Если кто-то перевел вам деньги, это где-то должно отразиться, а именно – в вашем профиле. Если нет, в чем-то сомневаетесь, пишите сразу в техподдержку. Служба точно увидит, был вам перевод или нет.

Итак, чтобы получить средства от продажи, не требуются никакие ссылки от третьих лиц – после того, как сделка завершится, деньги автоматически будут выплачены на карту, которая привязана. Но привязать карту можно и после завершения сделки в настройках профиля.

Третья ошибка – вводить все данные своей банковской карты. Для привязки нужен только ее номер, но никак не CVC-код! Его вообще никому не сообщайте!

Совет от бывалых пользователей: к таким сайтам лучше привязывать карту с нулевым балансом. Если нужно что-то купить, просто вносите нужную сумму. Что было бы дальше, если бы наш герой отдал данные карты? С его счета списали бы ту сумму, по которой он продавал свой ноутбук. Хотя мошенники, имея все данные, могут расплатиться вашей картой и в интернете, снять полностью все деньги, что на ней есть.

Тогда, конечно, нужно обратиться в свой банк и с заявлением в полицию. Но, судя по отзывам в интернете, доказать, что это не вы расплачивались своей картой, очень сложно. Так что будьте бдительны.

История обмана № 2

– Немного занимаюсь ремонтом телефонов. На «Авито» висит объявление об этом с указанием моего имени. Звонит мне человек и спрашивает, называя меня по имени, не хочу ли я купить хороший телефон по выгодной цене. Немного подумав, решил, а почему бы и нет, – постоянные клиенты, бывает, предлагают такое. Я согласился посмотреть. Договорились, что, если телефон понравится, переведу ему деньги на карту. По сути, что тут может быть не так? Назначаем встречу возле моего дома. Он сказал, что телефон покажет сын. Но деньги переводить не пацану, а строго ему. Также попросил меня не говорить сыну цену. Поскольку продают за плохую учебу, в наказание. Тут уже начинает закрадываться в голове: что-то не так. Но встреча уже назначена. Приходит парень и показывает мне отличный телефон. Я уже был готов перевести нужную сумму и забрать покупку, но вот странная фраза про наказание за учебу твердо сидела в голове. И я спросил молодого человека, знает ли он номер, с которого мне звонили. Он ответил, что нет. От парня услышал обратную историю о том, что он продает этот телефон на «Авито» в 2 раза дороже, ему позвонили и назначили встречу для покупки.

Работа над ошибками

Отсеять 90 процентов подобных мошенников можно, если:

  1. платить только наличными, никаких переводов;
  2. платить только непосредственному продавцу, который привез товар;
  3. менять деньги на товар только при личной встрече. Тут тоже нужно быть внимательным: назначать встречу в светлое время суток и там, где людно и есть камеры видеонаблюдения. Желательно быть вдвоем с кем-то.
  4. и, конечно, не пытаться купить «айфон» последней модели за 15 тыс. рублей – у каждого товара есть нижняя планка от общей рыночной стоимости.

Роскачество совместно с экспертами по кибербезопасности составило рекомендации о том, как вычислить телефонных либо интернет-мошенников.

  • Вас по телефону либо в интернете просят предоставить какие-либо личные сведения. Обязательно уточняйте, для чего это необходимо. Не озвучивайте ничего, что связано с вашими банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами.

  • Вам звонит якобы сотрудник банка с предупреждением о том, что с вашей карты кто-то несанкционированно пытается снять деньги, и предлагает заблокировать карту. Не верьте! Скорее всего, у вас пытаются выманить данные карты. Обычно в подобных случаях банк автоматически (!) блокирует все движения денежных средств по карте, а клиент сам звонит для разблокировки в банк.

  • Сотрудник банка отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона. Вряд ли этот звонок действительно поступил от банка.

  • Если вам обещают легкие деньги или выгоду без усилий – очевидно, вас хотят обмануть. К примеру, вам могут рассказать о том, что вы выиграли в лотерее или вам сейчас будет осуществлен денежный перевод, однако от вас требуется либо информация по карте, либо некий взнос.

  • На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии. Запомните: две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, не позволяйте тревоге затмить здравый смысл.

  • Объявите, что вы записываете разговор. Собеседника пугает ваше предупреждение? Действительно, в большинстве случаев именно это заставляет преступников пойти на попятную.