С такой инициативой выступил руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, ситуация, когда, по оценке Центробанка, в среднем на каждого россиянина приходится по 80 тыс. рублей наличных денег, говорит о том, что многие компании придерживаются серых способов расчетов, избегая налогов, а граждане получают зарплаты в конвертах. Аналитик уверен, что деноминация позволит прекратить такие операции и обнаружить незадекларированные доходы.
Впрочем, его коллеги-аналитики отнеслись к этой идее с сомнением. Главные доводы против революционных решений в финансовой сфере страны - деноминация может спровоцировать панику, люди кинутся скупать иностранную валюту, при этом доверие к рублю будет подорвано на долгие годы.
Это не решение
Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина однозначно заявила, что деноминация на данный момент не планируется. Отреагировали на новость и другие эксперты.
Как рассказал rbc.ru аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай, в том, что определенная часть денег уходит в наличность нет никакой беды – это вопрос сложившихся экономических условий. При этом деноминация никак не станет решением проблемы. «Это не позволит изъять наличность из обращения. Более того, это угрожает стабильности валюты, потому что снижает стоимость рубля как товара», - прокомментировал аналитик.
Нет никакой необходимости в проведении финансовой реформы и по мнению представителя «Ренессанс Капитала» Софьи Донец. «Как показал опыт предыдущих деноминаций в России, она не влияет на экономические показатели», - подчеркнула Донец, отметив, что прошлые кампании не смогли изменить ни показатели инфляции, ни темпы роста цен.
Платить дважды
Подобные меры могли быть оправданы, если необходимо, к примеру, технически уменьшить объем бумажных денег в обращении – в этом бывает необходимость, если возникли проблемы с их производством в больших количествах. Но сегодня Монетный двор подобных трудностей не испытывает, тем более что значительная часть финансовых операций сегодня ведется в режиме безналичного расчета.
Важнейший аргумент против деноминации – возможный подрыв доверия к российской валюте и массовый уход потребителей к использованию других валют – евро и доллара. Платить поэтому придется дважды: сначала, когда необходимо будет вывести огромный объем денег из оборота и напечатать новые деньги, и потом – когда надо будет восстанавливать доверие к рублю, повышать его стоимость как товара.
Никакое моральное удовлетворение от того, что бутылка воды и проезд в метро будут стоить по 50 копеек, не компенсирует действительно огромных затрат, которые для этого потребуются.
Кому и зачем?
Но если подобные инициативы возникают, значит, это кому-нибудь нужно? Валентина Матвиенко, глава Совфеда, назвала предложение, вызвавшее большой резонанс, «провокацией недобросовестных людей». Провокацией, которая действительно вызвала отклик в обществе, обсуждение в социальных сетях, беспокойство бизнесменов, для которых очередная реформа обернулась бы и проблемами, и убытками.
Впрочем, ничего удивительного в том, что эта тема поднимается сегодня, нет. По наблюдению Софьи Донец, слухи о деноминации появляются чуть ли не в каждой кризисной ситуации. «Эта тема в России всплывает каждый раз, когда люди беспокоятся о чем-либо другом, например, о возможном росте цен», - отмечает она.
И несмотря на то, что курс рубля, преодолев пики, укрепился, он по-прежнему не стабилен, так как есть факторы, которые вполне могут ослабить его. И это общая нестабильность создает фон, на котором популистские инициативы могут вызывать серьезный общественный резонанс.