В октябре 1942 года нацисты погрузили 214 детдомовцев в грузовики с газовыми камерами и умертвили. По этому факту СК РФ возбудил уголовное дело о геноциде.
Памятный знак, который открыли в Симферополе - гранитный камень, на котором установлена табличка. На ней написано «В память о воспитанниках детских домов Симферополя - жертвах нацистов в годы Великой Отечественной войны. 214 детей-инвалидов, эвакуированные из Симферополя были зверски убиты в Ейске Краснодарского края 9-10 октября 1942 года. Будем помнить всегда!».
На церемонии присутствовали глава Крыма Сергей Аксенов, начальник управления ФСБ по республике Крым и Севастополю Леонид Михайлюк, заместитель главы парламента Крыма Алла Пономаренко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Цунаева, замминистра просвещения РФ Денис Грибов, ректор Московского педагогического университета Алексей Лубков.
- Наша задача - ни в коем случае не дать возможности повторения этой ужасной трагедии. Вечная память детям, мирным людям, кто погиб, тем, кто не вернулся с фронтов, царствие небесное и да здравствуют наши победители, - сказал на церемонии глава Крыма Сергей Аксенов.
Цветы и игрушки возложили к памятному знаку участники церемонии, воспитанники школы-интерната, передает РИА «Новости».
Как ранее сообщали «Кубанские новости», в октябре прошлого года Главное следственное управление СК РФ по результатам изучения рассекреченных ФСБ России архивных материалов об убийстве членами зондеркоманды СС-10 «а» в октябре 1942 года воспитанников Ейского детдома возбудил уголовное дело по статье «Геноцид».
Работники Ейского историко-краеведческого музея имени Самсонова направили запрос в Госархив РФ, на основании которого ведомство предоставило список непосредственных участников убийства. Фамилии отражены в справке за подписью председателя Военного трибунала Черноморского флота, датированной 1943 годом, которая предназначалась начальнику главного управления военных трибуналов СССР.
Согласно документу, «непосредственными виновниками зверского убийства» являлись как фашисты, так и некоторые местные жители. Информации о том, ведутся ли проверки на причастность кого-либо из данных лиц к делу о геноциде, пока нет.
Как уточнила замдиректора музея Марина Сидоренко, часть из них были осуждены во время войны, мог ли кто-то из участников уклониться от уголовного преследования, достоверно не известно.