Кубанские Новости
Общество
Ксения Мелех

Митрополит Павел: «Буду надеяться, что в ваших сердцах для меня найдется место»

Митрополит Павел: «Буду надеяться, что в ваших сердцах для меня найдется место»
Митрополит Павел
Фото: Михаил Ступин
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел провел свою первую пресс-конференцию. В ней участвовало более 70 человек: 25 предс

Владыка рассказал об итогах своей работы за первые полгода в новой должности, в том числе о резонансных решениях, которые обсуждались и за пределами церкви, а также немного о себе, своей оценке происходящего в мире и том, что надо делать уже сегодня, чтобы завтра не было мучительно больно.

Неизвестная Кубань

Мой предшественник приснопамятный новопреставленный митрополит Исидор очень много потрудился на Кубанской земле. Более 30 лет он был здесь архипастырем. Мне уже в третий раз доводится вступать в должность епископа после маститых архипастырей. Так я начинал в Рязанской епархии после 30 лет служения митрополита Симона. Очень сложно было начинать в Беларуси, где 35 лет архипастырем был митрополит Филарет. Требуется концентрация всех духовных и физических сил, полная самоотдача для того, чтобы продолжать их труд.

Я совершенно не ожидал, что святейший патриарх и Священный Синод направят меня в Краснодарский край, я ведь только однажды был на Кубани – в 2014 году в Геленджике на заседании Священного Синода.

Но мне очень понравилось в Краснодаре. Мне cимпатичны наши люди. Я вижу, сколько тепла светится в их глазах, и искренне радуюсь этому. Здесь очень благочестивый православный губернатор, замечательное отзывчивое руководство.

Хочу сказать, что каждый раз, куда бы меня ни направляли, я вспоминаю первое назначение, в Иерусалим. Мне тогда председатель Отдела внешних церковных сношений сказал: «Куда бы церковь ни посылала, ты должен там трудиться, осознавая, что на этом месте завершишь свой жизненный путь. Если будешь чувствовать себя временщиком, ничего не сделаешь». С таким настроением я приехал и на Кубань – завершить свой жизненный путь.

В моем сердце хватит места для всех и, конечно, для Кубанской митрополии. Буду надеяться, что в ваших сердцах для меня найдется место.

У меня иногда спрашивают, что я собираюсь менять. Нет необходимости кардинально менять жизни Кубанской епархии. Очень много создано, много поставлено на твердое основание. Моя задача – все это сохранить и приумножить. Все, что созидал Владыка Исидор, я буду развивать и передам следующему поколению, следующему епископу. В церкви как в эстафете.

Конечно, в жизни церкви ест недочеты, которые стоит исправлять. Но мы призываем бороться не с внешним миром. Преобразить его невозможно, не изменив себя. Яркий пример – проповедь Христа Спасителя. Он никого ни к чему не принуждал, а показал людям свою пресвятую жизнь. И они, видя это, стали следовать за Христом.

В первые дни моего пребывания в Краснодаре мы провели архиерейский совет. Уже на нем было принято важное решение – о передаче Свято-Троицкого собора Екатеринодарской духовной семинарии. Так сложилось, что у семинарии не было своего храма. Но это все равно что учебное заведение без лаборатории. И, поскольку храм находится рядом с семинарией, мы решили их объединить.

Мы не повышали взносы, а упорядочили процесс

Одно из наших самых нашумевших деяний за полгода – так называемое повышение взносов. Это не совсем точная формулировка. Это было упорядочение процесса внесения взносов на содержание епархии, духовной семинарии.

Этот процесс не новое явление, он был учрежден еще апостолами и заждется на основании системы еще первого христианского века. И он будет продолжаться до скончания веков – так устроена наша церковь. Каждый приход осуществляет свои добровольные взносы – не налоги, а взносы – по силе и возможности. На эти взносы существует духовный аппарат, духовные школы, другие епархиальные организации. Это происходит одинаково во всех епархиях.

Фото: Михаил Ступин

Мы на епархиальном совете попросили священнослужителей через благочинных представить свои варианты. Священнослужители предложили возможные взносы. Это было утверждено. Сначала было возмущение, что кому-то очень сильно увеличили взносы. Но епархиальный совет принял свое решение, потому что знал и раньше, что в некоторых храмах взносы были сильно занижены. Но на сегодняшний день – вот уже прошло более двух месяцев – жалоб никаких нет.

В нашей епархии была еще такая ситуация. В подвале Екатерининского кафедрального собора работала свечная мастерская – небольшой заводик. Новость эта для меня стала холодным душем. Я посетил эту мастерскую. Не буду говорить подробно, но она не соответствовала нормам человеческого рабочего места и противопожарной безопасности. Кроме того, свечи были низкого качества, а приходы уже затоварились ими в большом количестве. «У нас их даже крысы не едят», – сказал мне один благочинный.

И на епархиальном совете мы решили приостановить работу мастерской. Свечи, необходимые для богослужения, будем приобретать в Московской области на производственном предприятии «Софрино». Назначили человека в епархиальном управлении, который собирает сведения со всех приходов – сколько кому надо – и заказывает свечи и всю необходимую церковную утварь. У «Софрино» есть возможности удовлетворить все запросы.

Если начинает искрить

Еще одно существенное решение – разукрупнение благочиннических округов. В церковном мире существует такое же деление, как и в светской практике, где есть губернатор, главы районов, главы поселений. У нас есть епархиальный архиерей, благочинные, благочиннические округа, в которые входит по несколько храмов. Священники со своими проблемами обращаются к благочинным, те докладывают епархиальному архиерею, и тогда принимается решение, как улучшить ситуацию в конкретном приходе.

И вот у нас было 12 благочиннических округов. Мы поняли, что некоторые из них очень большие и благочинным очень сложно посещать эти приходы и храмы. Поэтому сегодня у нас уже 19 благочиннических округов.

Одной из важных составляющих жизни любой епархии являются комиссии, помогающие архиерею в его служении. И я обратил внимание на то, что у нас слабовато работала дисциплинарная комиссия и не работала ревизионная комиссия, хотя по уставу она должна быть в каждой епархии.

Если опять проводить параллель со светской жизнью, то дисциплинарная комиссия выполняет функцию следственных органов. Ее члены встречаются со священнослужителями и мирянами там, где возникла конфликтная ситуация, потом докладывают митрополиту, а тот уже принимает решение своей властью или передает дело в епархиальный суд.

У меня нет цели прессовать священников, переставлять людей, как шашки. И я сказал священникам: «Если будете служить нормально, служите хоть всю жизнь в своих приходах». Я занимаюсь проблемой, только если начинает искрить.

Эти комиссии очень помогали мне во всех местах служения. В первый раз я создал такую комиссию в США. Там то в одном, то в другом приходе стали возникать проблемы. Я не знал, как их решать, хотя видел, что многие появились на ровном месте. Вот однажды возникла проблема в Сан-Диего, и я отправил туда комиссию из трех священников. И было положение, по которому транспортные, гостиничные расходы, питание членов комиссии и прочие затраты ложатся на тот приход, где пришлось решать проблему. Вот можете представить: из Нью-Йорка делегация из трех человек прилетела в Сан-Диего, пробыла там три дня, разбиралась, потом она вернулась в Нью-Йорк, представила мне счет по расходам – около 20 тысяч долларов. И я отправил его в приход. Там, конечно, ужаснулись, но погасили эту сумму. Через время возникают проблемы в другом приходе. Я говорю: «Ладно, пришлю вам комиссию». Они: «Нет-нет, мы сами решим!» Все быстро поняли, что накладно создавать на ровном месте проблемы, которые не стоят выеденного яйца.

И сегодня если есть возможность погасить проблему, примирить людей, то этим должна заниматься дисциплинарная комиссия.

Также в соответствии с уставом время от времени должны проходить ревизии по приходам, благочиниям. Например, мы направили ревизионную комиссию в Троицкий собор Краснодара. Выяснилось, что там очень много проблем. Пришлось настоятеля освобождать от должности. Мы дело не передали в суд, потому что он и сам все осознал. Тем и завершилась эта эпопея. Так что ревизионная комиссия помогает епархиальному архиерею устранять недостатки, которые существуют в приходах.

У меня нет цели прессовать священников, переставлять людей, как шашки. И я сказал священникам: «Если будете служить нормально, служите хоть всю жизнь в своих приходах». Я занимаюсь проблемой, только если начинает искрить.

Конфликта с Лукашенко не было

Вопреки слухам, у меня не было никаких конфликтов с Александром Григорьевичем Лукашенко. У нас самые добрые отношения, и мы поддерживаем их до сих пор. Да, действительно, были очень сложные протестные времена, но они не возникли просто так, а подогревались последние несколько лет. Как мы знаем, многие молодые люди учились в Польше, в другие страны выезжали и приносили свои ценности в Беларусь.

А когда возникло противостояние, к сожалению, было проявлено очень много насилия. Потом оно было осуждено, и я призывал всех, и Александра Григорьевича, чтобы было благоразумное отношение к тем, кто даже таким образом выражает свое мнение. Да, это действительно были несанкционированные митинги. Но моя задача как архипастыря была призвать всех не превышать свои должностные полномочия.

И еще один момент, который возник. К сожалению, в некоторых средствах массовой информации муссируются слухи о том, что я отозвал или дезавуировал свое поздравление Александра Григорьевича с избранием президентом. На самом деле я его действительно поздравил, и это поздравление сохраняется до сих пор. Но на встрече с прихожанами один человек мне сказал: «Владыка, вы нас обидели тем, что его поздравили». Я ответил: «Вы за всех не отвечайте. Вас лично я обидел?» – «Да, вы меня обидели». – «Тогда я перед вами извиняюсь». Этот разговор услышал один из моих недоброжелателей – недобросовестный блогер, который потом опубликовал информацию о том, что я «дезавуировал поздравление». Нет, я поздравил Александра Лукашенко. Почему я не должен уважать выбор людей? Не мое дело – считать, сколько за, сколько против. И, поскольку государственный орган – счетная комиссия – официально огласил результаты, почему мы должны как-то это оспаривать?

У меня не было конфликта с государственными органами власти Беларуси. Но там сложилась другая ситуация, которой я попросил дать оценку Священный Синод и патриарха. Все-таки главой церкви должен быть местный епископ.

Знаете, я очень полюбил белорусский народ и Беларусь. Прекрасная страна, благочестивые, верующие люди – я до сих пор за всех молюсь. Но есть маленький нюанс. Я гражданин России и не могу обратиться к гражданам Беларуси: «Братья и сестры, давайте встанем на защиту нашего Отчества». Мне могут сказать: «Ты как Штирлиц, ты за чью победу поднимешь бокал?» Искрит немножко, понимаете… И тогда святейший патриарх и Священный Синод приняли решение: да, должен быть епископ – белорус по происхождению. И вот я сегодня слушаю, как говорит владыка Вениамин: «Помолимся за наше Отечество», – все понятно, он действительно обращается к своим согражданам, потому что он гражданин Беларуси. Я нисколько не сожалею, что тогда честно сказал, что у меня было на совести, на душе.

Откуда приходят и куда ведут митинги

Все мы видели, как в конце января и начале февраля нашу молодежь звали на улицы для участия в несанкционированных мероприятиях. Совершенно очевидно, что все это происходит не спонтанно, а целенаправленно и организованно – люди, может быть, и разные, но организации одни и те же. Тот же сценарий, как на Украине, в Беларуси. Идут точно такие же попытки размыть все духовно-нравственные устои и у нас, в Российской Федерации.

Важно, что призывы шли в основном в социальных сетях, то есть нацелены были преимущественно на наших детей. Я уверен, что совершенно недопустимо, чтобы дети участвовали в таких проектах. Ведь у них даже нет жизненного опыта, чтобы обдумать свои поступки. Взрослого человека бывает сложно заставить пойти на какое-то мероприятие, а ребенок пойдет за компанию и потом будет жалеть об этом всю жизнь.

Пресс-конференция Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла
Видео: Кубанские новости

Каждый на своем месте – в том числе и церковь – мы должны сейчас делать все, чтобы этот негатив гасить, не допускать, чтобы эта искра разгоралась в огонь. Сейчас важно помочь нашим молодым людям найти подлинный путь, который будет вести к созиданию и процветанию нашего Отечества. Они должны научиться понимать, где достойные ценности, которые стоит принять, а где псевдодуховные.

Наша задача сегодня – сделать, чтобы детишки с самого раннего возраста приучались к добру. Неслучайно Христос Спаситель, проповедуя Евангелие, сказал своим апостолам: «Кто не будет по своему внутреннему состоянию уподоблен детям, не сможет войти в царство Божие». Невинность, чистота, праведность, доверчивость – особые качества детей. Надо сделать все, чтобы они сохранили их как можно дольше, а еще лучше – на всю жизнь. Для этого надо как можно раньше объяснить им, что такое хорошо, а что такое плохо. Вы обращаете внимание на то, что Запад и Восток продолжают навязывать свои ценности, которые абсолютно чужды нашей культуре и традициям. То наступил год Свиньи, то Обезьяны. А православная церковь говорит: человек создан по образу Божьему. Я не осуждаю западную или восточную традиции. Там это придумали – пусть в этом и живут. Но опускаться до уровня свиньи или обезьяны – это неправильно.

Мое поколение воспитывали на патриотических ценностях. Я помню, как к нам в школу приходили ветераны, рассказывали, как они защищали наше Отечество. Нам рассказывали о подвигах партизан, летчиков-героев, «Молодой гвардии»… А сейчас даже если фильм о войне, то сложно сказать, что хорошего он несет. В кадре предательство, стукачи, разврат… Жуть какая-то. Да, не исключено, что и так было, но превозносить это на уровень кинематографа – значит размывать наши нравственные, патриотические устои, принципиальную основу, особенно в неокрепших умах. Культивировать это нецелесообразно. Наши герои, как и все люди, наверно, имели недостатки, но они завершили свою жизнь геройски и даже мученически, отдав ее за Отечество, за народ. И такой подвиг перекрывает все. Поэтому очень важно грамотно и ответственно продолжать вести патриотическую работу. Вселять в сердца наших детей только хорошее, светлое, доброе, вечное.

Онлайн-службы – это экстрим

Сегодня, слава Богу, в России и, в частности, на Кубани постепенно происходит послабление в эпидемиологическом плане. Будем надеяться, что с помощью наших врачей, ученых, которые создали вакцину, эта эпидемия отступит.

Каждому поколению выпадает на долю свое особое испытание. Это испытание совершенно невиданное. Вспоминается ответ святителя Иоанна Златоуста на вопрос, почему в нашей жизни происходят различные катаклизмы. Он сказал, что люди в своей греховности, к сожалению, так устроены, что думают, будто жизнь на Земле – это все, конечная остановка, что только для жизни на Земле человек и живет. И вот, чтобы человек не думал так, а почаще размышлял о Боге, о том, что не на Земле нам предуготована вечная жизнь, а в загробном мире, Господь и стучится в сердце каждого. Кому-то персонально, кому-то публично – через какие-то эпидемии, катаклизмы. Но всех призывает задуматься и не забывать Бога.

Я надеюсь, весной, ближе к Пасхе, спадет острота эпидемиологической ситуации и тогда можно будет осуществлять поездки по приходам. К онлайн-службам, которые появились во время пандемии, я отношусь как к экстремальной ситуации. Конечно, когда человек приходит в храм – это совершенно другое ощущение, восприятие, переживание. И результат совершенно другой, чем когда он смотрит религиозную передачу и так увлекается, что даже крестится на телевизор. В храме человек смотрит на образ Спасителя, обращается через него к Богу, а на экране – раз, и уже сменилась картинка. Как быть? Но думаю, что пройдет еще немного времени и мы возвратимся к нормальному образу жизни.

Митрополит Павел
Митрополит Павел
Фото: Михаил Ступин

Справка «КН»

Глава Кубанской митрополии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел (Пономарев)

  • Родился 19 февраля 1952 года в Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

  • В 1973–1976 годах учился в Московской духовной семинарии. В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

  • В 1977 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре пострижен в мантию. В 1978 году рукоположен в иеродиакона, в мае – в иеромонаха.

  • В 1979–1981 годах – референт Отдела внешних церковных сношений.

  • С 1981 года – член Русской духовной миссии в Иерусалиме.

  • В 1983 году возведен в сан игумена.

  • В 1986–1988 годах – начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.

  • В 1986 году возведен в сан архимандрита.

  • В 1988–1992 годах – наместник Псково-Печерского монастыря.

  • В 1992 году определен управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

  • В 1999 году назначен епископом Венским и Австрийским.

  • С 2003 года – архиепископ Рязанский и Касимовский.

  • В 2011 году возведен в сан митрополита.

  • В 2013 году назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.

  • 25 августа 2020 года решением Священного Синода назначен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии.