Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Великий пост – время покаяния, молитвы и перемен в себе

Великий пост – время покаяния, молитвы и перемен в себе
Священник Михаил Острожинский держит в руках икону Спасителя в терновом венце как напоминание верующим об основном смысле Великого поста – повторить крестный путь Христа ради своего спасения.
Фото: Денис Батов
15 марта начался Великий пост, который продлится семь недель и завершится Воскресением Христовым.

От Адама и Евы

Михаил Острожинский сразу обратил внимание на то, что, к сожалению, многие люди часто видят смысл Великого поста в отказе от определенных продуктов. Священник предупреждает, что если все сводить только к еде, то толку от такого «поста», больше напоминающего диету, нет.

– Здесь бы я мог привести высказывание Серафима Саровского о том, что истинное значение поста для христианина можно выразить так: что бы ты хотел съесть сам, отдай ближнему своему. Апостол Павел говорил: «То, что я съел, меня от Бога не отдаляет, и то, что я не съел, меня к нему не приближает». В первую очередь должна быть духовная основа ваших поступков, – сказал Михаил Острожинский.

В то же время он напомнил, что физическая основа поста, а именно отказ от определенной пищи, – это своего рода испытание, мол, если я не могу отказаться от какой-то еды, то как я смогу пожертвовать ради Господа чем-то большим? По словам священника, первый пост был дан еще Адаму и Еве, когда им было наказано вкушать одни плоды и не прикасаться к другим.

Надо быть готовым к тому, что пост – это нелегкое время. Грешить легко, а вот отказывать себе в плотских искушениях, совершенствоваться духовно – это всегда труд.

– Пока Адам и Ева воздерживались от соблазна, они были счастливы, бессмертны, находились в тесном общении с Богом. А за то, что они вкусили запретный плод, то есть нарушили пост, и при этом не раскаялись, были изгнаны из рая, после чего их одолели болезни и смерть. Получается, что вне Бога жизни нет, – объяснил христианские заповеди священник.

Он привел строки из Священного Писания о том, что человек, живущий без Бога, как оторванный от лозы лист, который засыхает и превращается в тлен. То есть бездуховность ведет к смерти, а вера в Господа – к бессмертию.

Пройти земной путь Христа

В православной традиции время Великого поста длится 48 дней и состоит из Четыредесятницы – в память о сорока днях, проведенных Христом в пустыне перед выходом на проповедь, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также шести дней Страстной седмицы, когда вспоминают дни и часы земного пути Спасителя, Его страдания, смерть и погребение.

– В течение всего этого времени, за небольшим послаблением, церковный устав предписывает отказываться от мясной и молочной пищи, рыбы. Не менее важно, чтобы в эти дни верующий человек уделял еще больше времени молитве, борьбе со своими грехами, – сказал Михаил Острожинский.

Он подчеркнул: чтобы лучше понять смысл и цели Великого поста, необходимо вспомнить о четырех «подготовительных неделях» к нему. Первая называется Неделя о Закхее. Рассказ о покаянии начальника мытарей является примером для приготовления христиан к покаянию в период Великого поста.

Затем следует Неделя о мытаре и фарисее, где мытарь олицетворяет искренне кающегося грешника, к которому пришел Христос, а фарисей – человек внешне благочестивый, но не видящий своих грехов и мнящий себя праведным, был обделен вниманием Христа. Тем самым Господь показывает, что Он гордым противится, а смиренным посылает благодать.

Далее наступает Неделя о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся к отцу. Эта притча напоминает о человеческой немощи и великом милосердии Божьем, отражает отношение Бога к людям как к блудным детям и призывает всех нас вернуться к Нему через покаяние, смирение и приближающийся пост.

Неделя до Великого поста называется мясопустной, или Неделей Страшного суда. Суть этой евангельской притчи – напомнить о том, по каким критериям человек достоин или нет Царствия Божьего: как пастырь разделяет овец и козлов, так же и Господь на судилище будет отделять праведников от неправедников. И судить Он будет по вере и добрым делам.

Достойно пронести свой крест

Великий пост начинается после Прощеного воскресенья, когда, подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения, дабы с мирной душой, смиренно готовиться к встрече Светлой Пасхи.

– Надо быть готовым к тому, что пост – это нелегкое время. Грешить легко, а вот отказывать себе в плотских искушениях, совершенствоваться духовно – это всегда труд. Что было перед Воскресением Христовым? Господь страдал. И Великий пост напоминает о том, что земной путь – это крест, который нам надо достойно пронести для последующего блаженного Воскресения, – сказал Михаил Острожинский.

Священник также объяснил, что основная цель поста – ограничивать себя как в плотском, так и в духовном плане. И здесь не только воздержание от скоромной пищи, но и такие моменты, как, например, отказ от ругательных слов, курения, алкоголя, воздержание от просмотра глупых программ по телевизору, в интернете, праздного времяпровождения.

Надо быть готовым к тому, что пост – это нелегкое время. Грешить легко, а вот отказывать себе в плотских искушениях, совершенствоваться духовно – это всегда труд.

Вместо этого надо чаще приходить в храм. Время Великого поста – особенный и неповторимый период церковного года. Многие богослужения бывают лишь раз в году, а потому верующие стараются не пропустить самые любимые из них.

– По просьбе прихожан вечернюю службу в первые четыре дня Великого поста мы перенесли на час позже. Как раз читается покаянный канон Андрея Кридского, и люди хотят прийти именно на него, чтобы настроиться на период поста, но из-за работы многие не успевали, поэтому мы и приняли такое решение, – рассказал об особенностях церковной службы настоятель храма.

Михаил Острожинский напоминает, что Великий пост состоит из так называемой четыредесятницы – лучшего времени, чтобы задуматься, отвлечься от суеты, заглянуть в свою душу и очистить ее от всего лишнего. Затем следует Страстная седмица, когда надо отложить житейские переживания и просто следовать за Христом до наступления Пасхи. Но и во время радости Светлого Воскресения не стоит забывать о трудностях и уроках Великого поста.

Душе во спасение, а телу во здравие

Что касается питания во время Великого поста, то священник советует обходиться простыми блюдами и не увлекаться чрезмерно поиском изысканных рецептов в надежде получить удовольствие от постной пищи.

– Если мы постоянно думаем о том, чтобы приготовить что-нибудь для услаждения чрева, то впору задуматься: а пост ли это? По большому счету это неправильно. Пост – ради Христа, чтобы мысли не были заняты повседневными хлопотами, а освободившееся время было посвящено молитве, общению с Богом, то есть душе во спасение, а телу во здравие, – объяснил смысл поста Михаил Острожинский.

За основу постного стола батюшка рекомендует брать простые в приготовлении и в то же время сытные продукты: каши всех видов, сваренные на воде, фрукты, овощи, грибы, зелень, картошку, постное масло. Здесь он рекомендует рецепты из монастырской кухни, которые можно найти в православных изданиях или на телеканалах.