Ученые нашли новую причину тяжелого течения коронавируса

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Тяжелое течение COVID-19 вызывает не цитокиновый шторм, а более сложное взаимодействие этих провоспалительных молекул.

Результаты работы опубликовал научный журнал Nature Communications, сообщает пресс-служба МГУ им. Ломоносова.

Основной причиной тяжелого течения коронавируса часто называют цитокиновый шторм. Это активная реакция иммунной системы, в результате которой в организме образуется очень много иммунных клеток. В итоге организм атакует сам себя: развивается сильное воспаление, которое постепенно разрушает его ткани. Важную роль в этой реакции играют цитокины – молекулы, которые мобилизуют воспалительный ответ организма на проникновение внешних раздражителей. При лечении тяжелых случаев COVID-19 часто применяют препараты, которые блокируют цитокиновый шторм. Однако они помогают далеко не всем пациентам.

Ученые изучили иммунный ответ при тяжелом течении коронавируса с помощью нового метода определения антительного ответа. Оказалось, что у пациентов происходит переключение антительного ответа, и на поздних стадиях заболевания организм начинает производить иммуноглобулин А (IgA2), который не специфичен к вирусу. IgА служат лишь маркерами текущей или недавно перенесенной инфекции.

По мнению авторов, это связано с тем, что при тяжелом течении коронавируса выделяется много цитокина TGF-b1. Это одна из форм белка Transforming growth factor beta, который контролирует некоторые важные функции в большинстве клеток, в том числе участвует в иммунном ответе.

– Значимость данной работы состоит в том, что тяжелое течение COVID-19 связано не с цитокиновым штормом, который активно обсуждается в литературе, а с индукцией более сложного паттерна цитокинов, в том числе обладающих иммуносупрессивной (угнетающей иммунитет) активностью, которые подавляют защиту организма против вируса, – сообщил один из авторов работы, научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Андрей Круглов.​​​​

Тем самым, отметил он, исследование предлагает новый путь лечения тяжелой формы коронавируса посредством блокировки цитокина TGFb1.

Как сообщали ранее «Кубанские новости», новый подъем заболеваемости COVID-19 в России возможен осенью, если население не будет соблюдать меры профилактики, заявил заместитель директора по научной работе Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов.