Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Им Черное море стало братской могилой

Им Черное море стало братской могилой
Эвакуация раненых их Севастополя на эсминце "Ташкент". 1942 год.
Фото: navsource.narod.ru
Гибель пассажирского лайнера «Сванетия» в Черном море в апреле 1942 года из-за налета фашистской авиации, по разным оценкам, уне

В распоряжении «КН» оказались списки погибших на этом корабле казаков, судьба которых до последнего времени оставалась неизвестной.

На борту потопленного 17 апреля 1942 года пилотами люфтваффе санитарного транспорта «Сванетия», который шел курсом из Севастополя в Новороссийск, находились тяжело раненные, эвакуированные с Крымского полуострова гражданские жители, в том числе дети, военнослужащие и казаки 40-й кавалерийской дивизии, сформированной на территории Краснодарского края из добровольцев непризывного возраста. По разным причинам сведения об обстоятельствах гибели на борту теплохода наших земляков долгое время оставались засекреченными.

Смерть под грифом «Секретно»

После публикации материала «Казаки-доваторцы: никто не забыт» («КН» от 22 июля 2020 года) в редакцию обратился житель Красноармейского района Виктор Куликов. Он рассказал, что историк из Москвы Филипп Богдашко, сын одного из фронтовиков, о котором шла речь в статье, передал ему списки кавалеристов, погибших на теплоходе «Сванетия».

– Я искал сведения о своем деде, воевавшем в составе 3-й Гвардейской кубанской кавалерийской дивизии, а Филипп Богдашко изучает боевой путь этого и других казачьих соединений, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Он и поделился со мной подробностями трагедии, случившейся в водах Черного моря, – рассказал Виктор Куликов.

Историк Филипп Богдашко установил имена погибших и тех немногих жителей Краснодарского края и соседних республик, кто выжил после нападения фашистской авиации на перегруженный раненными и возвращавшимися с войны красноармейцами пароход «Сванетия».

Всего на борту пассажирского судна находился 351 человек из 154-го кавалерийского полка, состоящего, по сути, из остатков героически сражавшихся за Крым казаков 42-й и 40-й кубанских кавалерийских дивизий. Из них 206 человек – уроженцы Краснодарского края.

– Мне удалось узнать, что родственники в послевоенный период пытались установить судьбу своих не вернувшихся с войны мужей, отцов, сыновей. Но в ответ получали сообщения, что их родные пропали без вести в 1942 году и больше ничего. В то время из-за секретности архивов невозможно было узнать подробности гибели родных людей, – констатировал Виктор Куликов.

Они сражались за Родину

Сформированные в станице Кущевской и Краснодаре из добровольцев непризывного возраста летом 1941 года 40-я и 42-я кубанские кавалерийские дивизии практически без подготовки были брошены в бой. С октября в составе Приморской армии они участвовали в Крымской оборонительной операции, до последней капли крови защищали Севастополь.

В ноябре из-за огромных потерь была расформирована 42-я кавдивизия, ее личным составом доукомплектовали 40-ю дивизию. Наши земляки сражались отчаянно, 50-летние кубанские казаки, ставшие севастопольской пехотой, дрались за каждую пядь крымской земли.

К началу апреля 1942 года от двух воинских соединений (порядка 6 тыс. человек), по сути, осталось три неполных полка, общей численностью чуть более 800 человек. Командованием было принято решение расформировать воинское соединение, а уцелевших кавалеристов вернуть на большую землю для доукомплектования 12-й Кубанской казачьей дивизии.

Можно представить себе радость кавалеристов, которые выжили и теперь отправлялись ближе к родному дому. У многих из них там были семьи, ведь на войну они уходили уже взрослыми мужчинами. Казаки покидали объятый огнем Севастополь, который постоянно подвергался бомбежкам вражеской авиации, оставляя лежать в крымской земле своих товарищей.

Но большинству из них было не суждено снова увидеть родные кубанские степи. В журнале боевых действий 40-й кавдивизии записано, что по пути в Новороссийск санитарный транспорт «Сванетия», на борту которого был личный состав 154-го полка, подвергся нападению авиации противника. В результате теплоход погиб, а из состава полка осталось только 56 человек.

Растерзанные стервятниками
«Сванетию» летчики люфтваффе уничтожали с особым цинизмом. Днем 17 апреля 1942 года погода стояла ясная и пилоты четко видели, что перед ними пассажирский транспорт.

Санитарное судно было перегружено народом, все помещения, коридоры, верхние палубы заняты ранеными и эвакуированными. По некоторым сведениям, на нем могло находиться больше тысячи человек. Транспорт сопровождал всего один эсминец «Бдительный».

По воспоминаниям очевидцев, на «Сванетию» было совершено два налета. Благодаря меткому огню зенитчиков первую атаку удалось отбить, теплоход получил повреждения, но продолжал путь. Через время в небе появилась еще одна девятка торпедоносцев «Хенкель-111».

Фашистские стервятники выпустили по транспортному судну девять торпед, благодаря умелым маневрам экипажа теплохода цели достигли только две из них. Мощнейшие взрывы потрясли носовую часть судна. Теплоход медленно тонул, под выстрелы зениток и крики обезумевших от страха людей.

Из воспоминаний штурмана Кухаренко:

«Корма «Сванетии» поднялась высоко над водой. С нее сыпались люди. Один из матросов у самой трубы держался за тросик гудка, как бы оповещая всех натруженным ревом о страшной гибели. Так, под крики людей и рев гудка, «Сванетия» быстро стала уходить под воду, накрыв корпусом сразу три шлюпки. Образовалась большая воронка, и многих засосало под воду…».

После того как транспорт затонул, фашистские летчики из пулеметов расстреливали плавающих на воде людей. Отразив атаку авиации, эсминец сопровождения принял на свой борт 143 человека. Всего, только по официальным данным, погибло 753 человека.

Никто не забыт, ничто не забыто

«Сванетия» затонула в точке с координатами 43°00' северной широты и 36°48' восточной долготы. Судно, которое стало братской могилой, покоится в Черном море, на глубине свыше двух километров.

Много десятилетий данные о погибших на этом санитарном транспорте хранились под грифом «Совершенно секретно», родные не знали обстоятельств их смерти. Переданные в редакцию «Кубанских новостей» сведения и списки наших земляков, которые были на «Сванетии» в тот злополучный день, проливают свет на еще одну страницу истории Великой Отечественной войны.

Кроме того, имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства должны стать и моральным приговором фашизму – как уничтожение пилотами люфтваффе пассажирского теплохода «Армения» 7 ноября 1941 года, как Хатынь, Бабий Яр и другие преступления нацистов против человечества.

От редакции

«Кубанские новости» объявили акцию по поиску любых сведений, воспоминаний и документов, имеющих отношение к погибшему на «Сванетии» личному составу 154-го полка 40-й Кубанской кавалерийской дивизии. Наше начинание уже поддержали в комиссии краеведения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, краеведы из Новопокровской общественной организации «Ветераны комсомола Кубани», поисковики и неравнодушные люди из многих районов края.