Кубанские Новости
Общество
Галина Петрова

Почему Бриньковскую назвали кубанской Хатынью

Почему Бриньковскую назвали кубанской Хатынью
Фото: открытые источники
Великая Отечественная война принесла много горя. В станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района произошли страшные события,

Пять точек расправы

С первого дня вступления в станицу Бриньковскую в августе 42-го немецко-фашистские захватчики приступили к истреблению местного населения. Станичники подвергались всевозможным издевательствам, пыткам, насилию. То, что происходило в станице, не поддается описанию. Вот только малая часть преступлений фашистов: в октябре после издевательств расстреляно 12 мирных жителей. Избита и расстреляна 75-летняя колхозница за то, что прятала в своей хате раненых бойцов. Парнишка 13 лет просто перебегал от соседей к своему дому. Его схватили, зверски пытали, после расстреляли. Такие жуткие испытания ждали бриньковчан каждый день. Несмотря на зверства врага, жители станицы активно помогали нашим воинам, попавшим в беду. Укрывали, выхаживали в своих домах и сараях раненых солдат, девушек-санитарок, помогали партизанам. Хотя и понимали, что за это их ждет жестокое наказание, а зачастую – смерть.

В январе 43-го наши войска начали теснить врага с кубанской земли. В бой шли, не щадя ни врага, ни себя. Именно со станицы Бриньковской началось освобождение Приморско-Ахтарского района, оно стоило огромных жертв.

6 фев­раля 1943 года рота автоматчиков 1161-го гор­нострелкового полка подошла к дамбе в районе Бриньковской. На следующий день станица была осво­бождена.

Но, пытаясь возвратить утерянные по­зиции, захватчики бросили в бой крупное танковое подразделение. Им вновь удалось зах­ватить Бриньковскую и учинить расправу над воинами и жителями. В один из февральских дней в воздухе поплыл запах жареного мяса... Сразу в пяти местах станицы захватчики организовали массовые сожжения.

Озверев перед неминуемым отступлением, фашисты ловили людей на улицах и выталкивали из домов, гнали пешком или на машинах везли к местам казни. В одном из дворов 57 пленных красноармейцев были облиты бензином и сожжены. В сарай одного из колхозников согнали 50 человек, бросили внутрь ведро с бензином и подожгли. В конюшне рыбцеха было заперто 1600 пленных, сарай подожгли, все находившиеся в нем сгорели.

В здание ветряной мельницы оккупанты согнали 90 пленных и раненых красноармейцев, жителей станицы, облили ветряк бензином и подожгли. Кто старался убежать, того расстреливали.

Еще одно место расправы – птичник колхоза им. М. Калинина. Туда вывезли группу пленных бойцов и командиров Красной армии. Им выворачивали руки, выкалывали глаза, вырезали на лбу звезды, разбивали прикладом головы. В числе замученных были две медсестры...

Через несколько дней наши войска, перегруппировавшись, вновь освободили Бриньковскую от врага. Но более полутора тысяч погибших воинов и мирных жителей стали тяжелой платой за свободу.

Дивизион погиб полностью

В станице Бриньковской в архивах музея им. Г. Бахчиванджи хранятся материалы об освобождении станицы от фашистов в феврале 1943-го.

В материалах, датированных 1 октября 1944 года, сказано, что станицу освобождала 351-я стрелковая дивизия. Командование приняло решение нанести удар по врагу из станицы Привольной между Сладким и Бейсугским лиманами. В этот момент войска противника оказались прижатыми к Азовскому морю. Им грозили гибель или пленение, оставалось одно – прорваться к Ростову-на-Дону. Кратчайший путь лежал через станицу Бриньковскую.

Немецкие части перешли в наступление 7 февраля в 7 часов 30 минут утра, бросив на станицу 30 танков с пехотой. Фашисты предпринимали отчаянные попытки разорвать фронт любой ценой, они оттеснили 1157-й и 1161-й стрелковые полки. Часть личного состава была окружена в станице. Попытки дивизии восстановить положение не имели успеха. Но после трехдневных боев станица была освобождена. К вечеру 9 февраля наши войска вошли в Бриньковскую.
В этих боях 351-я стрелковая дивизия потеряла 960 своих лучших бойцов.

В одном из боев за казачью станицу практически полностью погибли воины 24-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона под командованием майора Ивана Шарова. Этот дивизион обогнал стрелковые подразделения и 7 февраля первым вошел в станицу. Майор Шаров решил выйти на ее южную окраину и на выгодном рубеже развернуть дивизион в боевой порядок.

Артиллеристы дрались бесстрашно, мужественно. Уже семь танков противника было подбито, несколько десятков трупов лежало на улицах и огородах станицы. Но противник не прекращал своих атак. Батареи истекали кровью, одно за другим выходили из строя орудия, но бой продолжался. На помощь рассчитывать не приходилось. Ближайшие части дивизии находились от них на удалении 75 км. Огонь наших батарей заметно слабел. Майор Шаров заметил, что у крайней слева хаты остановился фашистский танк, и бросился вперед. Прикрываясь изгородью, он подобрался к самому танку, и в тот самый момент, когда из люка высунулась голова гитлеровца, метнул гранату. Ее взрывом был уничтожен экипаж танка. Но и сам Шаров был тяжело ранен.

Захватив едва живого майора, гитлеровские палачи долго мучили его на глазах жителей станицы. Затем, выместив на нем всю свою звериную злобу, застрелили.

За смелость, мужество и отвагу, проявленные в бою, майору Ивану Александровичу Шарову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Трудности не сломили

Тяжким испытанием для бриньковчан стала Великая Отечественная война. Ушли на фронт 540 лучших сыновей и дочерей станицы. И только 170 из них вернулись домой. Еще сотни мирных жителей Бриньковской во время оккупации стали жертвами новых фашистских порядков.

Сегодня станица Бриньковская – одна из самых развитых не только в Приморско-Ахтарском районе, но и во всем Краснодарском крае. Здесь живут трудолюбивые и гостеприимные люди. Они по праву гордятся славной казачьей и военной историей своей малой родины. Здесь создана широкая современная инфраструктура – музей, парки, храм Георгия Победоносца, детские сады, школа, спортивные и культурные объекты, Казачий кадетский корпус и многое другое, что делает жизнь бриньковчан комфортной.

В станице свято чтят память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной. В станице сооружен мемориал Воинской славы в Парке Победы памяти погибших земляков и воинов 351-й стрелковой дивизии. А на месте массового сожжения людей в феврале 43-го стоит небольшой, всегда ухоженный памятник – тревожная память оставшихся в живых бриньковчан.

После освобождения от фашистов станичники по крупицам сносили зерно, чтобы засеять поля, на которых не покладая рук трудились женщины и дети.

Но есть среди бриньковчан человек, чье имя известно не только в России, но и за рубежом, – летчик-испытатель самолетов с жидкостным ракетным двигателем Григорий Бахчиванджи. Это о нем сказал первый космонавт Юрий Гагарин: «Без полета Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля 1961 года».

Выдающийся летчик в годы Великой Отечественной войны менее чем за полтора месяца совершил 65 боевых вылетов, сбил пять вражеских самолетов. В августе 1941 года Григорий Бахчиванджи был отозван на испытательную работу. Именно он стоял у истоков новой ракетной авиации. Всего он осуществил семь полетов. При очередном испытании в марте 1943 года самолет БИ-1 развил скорость более 800 км/час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. Но машина потеряла управление и упала на землю вместе с пилотом. Школа, музей, улица станицы носят имя Григория Бахчиванджи.