Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Электросамокаты – транспорт будущего или бедствие на дорогах и тротуарах

Электросамокаты – транспорт будущего или бедствие на дорогах и тротуарах
Фото: Юрий Ходзицкий

Сегодня электросамокаты на улицах российских городов стали вполне привычным явлением: клерки в костюмах и галстуках по утрам едут на них в офисы, мамы везут детей в детский сад, молодежь в наушниках лихо мчит на занятия.

Еще не транспорт

Самокаты стали отличной альтернативой общественному транспорту и личному авто: в пробках стоять не надо, стоимость проката гораздо дешевле бензина и сопоставима с ценой билета на трамвай – от 3 рублей за минуту.

За какие-то пару лет этот вид транспорта завоевал сердца тысяч людей: в Москве, по официальным данным, прокатных самокатов сегодня более 8 тыс., в Санкт-Петербурге – около 12 тыс., да и в Краснодаре карта кикшеринга (от kick scooter – «самокат», sharing – «совместное использование») насчитывает более 360 точек. Эксперты утверждают, что через пару лет эти цифры вырастут в разы.

Справка «КН»

История самокатов с двигателем уходит еще в начало XX века: в 1915 году самокаты фирмы Autoped заполонили магазины Нью-Йорка. Это был «увеличенный детский самокат с двигателем, водруженным на переднее колесо». Утверждается, что автопеды могли разгоняться до 55 км/ч, но после 30 км/ч самокат терял стабильность. Стоимость автопеда достигала 100 долларов.

Почтовая служба Нью-Йорка подписала контракт с компанией Autoped по снабжению почтальонов новым транспортным средством. Полицейские использовали электросамокаты для патрулирования улиц. Вместе с ними двухколесный транспорт облюбовали и местные правонарушители: так они могли быстро убраться с места преступления. Сообщества велосипедистов называли автопед уродцем, а газета The Sun описала его как «одиночную карету для дьявола».

В 1917 году калифорнийские компании закупили 50 автопедов к грядущему пляжному сезону, чтобы сдавать их в аренду. Однако, как и все самокаты того периода, автопеды не стали коммерчески успешными. Объясняется это просто: они были дороже велосипедов, но не имели сиденья, в отличие от тех же мотоциклов. Потом на рынке время от времени появлялись новые «двухколесники» – то на электричестве, то на газе. Модели получались несуразные и громоздкие. Репутация неудобного средства передвижения закрепилась за самокатами с двигателем на многие десятилетия.

Впрочем, сразу стоит оговориться: транспортом самокаты можно назвать только условно, хоть некоторые из них могут развивать скорость до 60 км/ч. Наше законодательство не поспевает за техническим прогрессом, и это порой ведет к немалым проблемам.

Согласно Правилам дорожного движения, самокаты – это пешеходы, как бы абсурдно это ни звучало (пункт 1.2 ПДД: «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства»). И правила езды, и ответственность для этих средств передвижения как для пешеходов. И, лишь когда электродвигатель имеет мощность более 0,25 кВт, самокат приравнивается к мопеду. Не удивительно, что и на тротуаре, и на дороге «электропешеходы» стали настоящим бедствием.

Как не докатиться до больницы

На дорогах водители очень боятся самокатчиков. Во-первых, их плохо видно из-за габаритов и отсутствия фар и фонарей. Во-вторых, маленький размер колес при высокой скорости значительно сокращает возможность маневрировать, тут самокат сильно проигрывает по безопасности тому же велосипеду. Один маленький камешек под колесами – и средство передвижения летит на землю, прямо под проезжающие автомобили.

И на тротуарах электросамокаты стали источником повышенной опасности. Количество несчастных случаев с их участием с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Как нам рассказали в краевом ГИБДД, официальной статистики таких происшествий нет – в сводках не дифференцируется, на роликовых коньках был человек, на самокате или просто шел пешком. Однако общественники озвучивают пугающие цифры.

– Первые жалобы пострадавших мы зафиксировали в 2016 году, – заявил председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. – В 2020 году произошло 331 ДТП с участием самокатов, сегвеев, гироскутеров и моноколес (в три раза больше, чем в 2019 году), 6 человек погибло, 347 ранено. Это те, кто сам ездит на самокате. Известно, что есть погибшие и среди пешеходов – двое в Крыму.

Краш-тесты показывают: человек на электросамокате, передвигающийся со скоростью 40 км/ч, при падении ударяется об асфальт с той же силой, как если бы упал с семиметровой высоты. При столкновении с пешеходом (причем тут скорость была вдвое меньше) зафиксирована сила удара в пах и живот, сопоставимая с ударом боксера, а в ребра – соответствующая последствиям средней аварии «Формулы-1».

Каждый день в новостных лентах появляются шокирующие сообщения. Солист Мариинского театра Давид Залеев две недели провел в коме после падения с электросамоката, после нескольких операций он вряд ли сможет вернуться на сцену. Мэр Кисловодска Александр Курбатов попал в реанимацию после катания на электросамокате: потеряв управление, он упал и ударился головой о бордюр, получив тяжелую черепно-мозговую травму.

В парках и зонах отдыха часто страдают маленькие дети, которые бегают по дорожкам и могут вылететь под колеса в самый неожиданный момент. Лента происшествий лишь первых дней июня: в Ленинградской области 50-летний мужчина на электросамокате сбил четырехлетнего мальчика, ребенка госпитализировали в тяжелом состоянии; мужчина на электросамокате сбил пятилетнюю девочку, она в больнице в тяжелом состоянии; девушка на электросамокате сбила 11-летнего велосипедиста и скрылась с места происшествия, ребенка госпитализировали.

Как остановить этот шквал несчастных случаев? Чиновники самых высоких рангов уверены: прежде всего надо изменить законодательство и установить «правила игры», логичные и понятные всем.

Пешеход или мопед?

В 2019 году Минтранс разработал поправки к Правилам дорожного движения, в которых предложил отнести электросамокаты к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), разрешить им при определенных условиях выезжать на тротуары, пешеходные дорожки и проезжую часть, а также ограничить их скорость 20 км/ч, если они движутся в одном пространстве с пешеходами. Однако эксперты отправили эти предложения на доработку.

В июне 2021 года Минтранс выступил с новыми предложениями. Одно из самых значимых – ограничить движение электросамокатов по тротуарам: передвигаться вместе с пешеходами хотят разрешить на самокатах весом до 35 кг. Ограничение коснется в основном мощных электросамокатов с тяжелыми батареями, которые позволяют проехать на одном заряде до 100 км и развить скорость до 90 км/ч. Также больше 35 кг весят некоторые электросамокаты с сиденьями.

Комиссия Общественной палаты России считает целесообразным приравнять все СИМ к мопедам и разрешить ездить на них только по обочине или по краю проезжей части. А Совет по правам человека при президенте подготовил свои предложения, например ограничивать скорость в зависимости от возраста водителя, оснащать самокаты номерными знаками, ввести страховку для курьеров, пользующихся таким транспортом. Однако какие из предложений депутаты Госдумы сочтут важными и когда будут приняты все эти изменения – пока не известно.

Тише едешь – дальше будешь

Пока законодательная машина раскачивается, в регионах пытаются найти свои способы исправить ситуацию. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края предложило внести изменения в краевой закон «Об административных правонарушениях», а именно: ввести ответственность за нарушение порядка и условий размещения пунктов проката средств индивидуальной мобильности, установленных нормативными правовыми актами Краснодарского края. Все-таки прокатных самокатов во много раз больше, чем индивидуальных, и именно с них надо начинать наводить порядок на улицах.

Как сообщили в региональном министерстве транспорта, сейчас проект соответствующего закона разработан и находится на стадии согласования. Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовано установить правила работы пунктов проката муниципальными правовыми актами, а также организовать взаимодействие с предпринимателями, оказывающими данную услугу, для оперативного решения имеющихся проблемных вопросов.

Ограничения для прокатчиков электросамокатов, начавшиеся с Москвы и Санкт-Петербурга, докатились и до кубанских городов. Администрация Сочи договорилась с представителями шеринговых компаний ограничить скорость движения электросамокатов до 10 км/ч, это распространяется на всю территорию курорта и будет действовать круглый год. Кроме того, на набережных Сочи передвигаться на электросамокатах теперь вообще запрещено.

Администрацией города-курорта Анапы достигнута договоренность с предпринимателями об ограничении скорости движения электросамокатов по набережным до 10 км/ч, в городе – до 20 км/ч.

В Геленджике под запретом езда на электросамокатах по набережной.

В Краснодаре одним из первых скоростные ограничения ввел сервис Whoosh.

– С сезона-2021 во всех регионах присутствия, в том числе в Краснодаре и Сочи, мы начали наносить на карту «медленные» зоны – территории, попадая в рамки которых самокаты снижают значение максимальной скорости до меньшего показателя, – рассказала «КН» пресс-секретарь сервиса Whoosh Юлия Камойлик. – В парках, на пешеходных улицах, там, где много пешеходов, самокаты не едут быстрее. Дополнительно шеринговая платформа Whoosh и электронные модули, встроенные в самокат, анализируют все случаи падения и потенциальных ДТП. Благодаря умной технологии определяются очаги аварийности и корректируется движение в потенциально проблемных зонах, при накоплении вызывающих тревогу случаев вводится дополнительная зона снижения скорости.

Как отметила представитель компании, сам по себе самокат не опасен – опасно его безответственное использование. Согласно статистике, большая часть аварий с участием средств передвижения сервиса Whoosh связана с потерей бдительности и нарушением правил во время поездки. Юлия Камойлик уверена: и частным, и шеринговым средствам передвижения просто необходима правовая база – ПДД для средств индивидуальной мобильности. Все должны понимать, где и как именно могут ехать маломощные самокаты, где – мощные, какая ответственность грозит за нарушение этих правил. Самокаты разгружают городские дороги, они полезны, но надо в том числе научить людей пользоваться ими ответственно.

По велодорожке с ветерком

Помогут ли ограничения полностью решить проблему? Скорее всего, нет. Если скорость электросамокатов приблизится к скорости пешехода, то они сразу потеряют свою привлекательность как способ быстро добраться из одной точки города в другую.

Самым оптимальным вариантом должно стать развитие дорожной инфраструктуры всех крупных городов и появление велодорожек, по которым самокаты смогут передвигаться, не создавая проблем окружающим. В Краснодаре об этом говорят не первый год. По данным администрации города, сейчас около 100 тыс. краснодарцев активно используют средства индивидуальной мобильности: велосипеды, электросамокаты, гироскутеры. Уже разработаны новые маршруты велодорожек, которые поэтапно соединят спальные районы между собой и с центральной частью города.

Сейчас в Краснодаре 10 веломаршрутов общей протяженностью 27,5 км.

В основном это велодорожки, совмещенные с тротуаром и пешеходным движением, что неудобно как велосипедистам, так и пешеходам. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» будет сделана велодорожка на улице имени Селезнева. Обособленную велодорожку сделают при капремонте улицы Северной.

В рамках проекта «Велогород» велодорожки планируется создать от Западного обхода до Фестивального микрорайона и далее по улице имени Тургенева и улицы имени Карла Маркса до Юбилейного микрорайона и по улице Кубанской Набережной до улицы Постовой. Приступят к обустройству уже в 2022 году. Эту работу городские власти планируют вести в комплексе с урегулированием деятельности парковок вело- и кикшеринга.

А как у них?

Проблемой безопасности использования электросамокатов озабочены не только в России. Многие страны также установили для них ограничения скорости и запреты передвижения в пешеходных зонах.

  • В Сингапуре запретили кататься на тротуарах после смерти 65-летней женщины, которая столкнулась с электросамокатом во время езды на велосипеде и умерла от черепно-мозговой травмы. Штраф за несоблюдение этого правила – около 2 тыс. сингапурских долларов (более 100 тыс. рублей).

  • Во Франции также запрещена езда по тротуару, пользователи не должны надевать наушники, а максимальная скорость ограничена 25 км/ч. За езду по тротуару предусмотрен штраф в размере 135 евро (почти 12 тыс. рублей).

  • В Швейцарии запрещено использовать электросамокаты на тротуарах, а на велосипедных дорожках нельзя разгоняться более 20 км/ч.

  • В Бельгии управлять электросамокатом можно только с 18 лет.

  • В США законы различаются по штатам. К примеру, в Калифорнии нельзя использовать самокаты, способные развивать скорость более 20 км/ч, а в Индиане водитель самоката должен иметь действующие водительские права. В Нью-Йорке до 2020 года было вообще запрещено пользоваться электросамокатами, а на Манхэттене этот запрет действует и сейчас.

  • В Испании управлять высокоскоростными самокатами (до 45 км/ч) можно, только получив права категории АМ. Владельцы электросамокатов должны ездить в шлемах и всегда уступать дорогу другим участникам движения, в первую очередь пешеходам. А за езду в состоянии алкогольного опьянения грозит штраф от 500 до 1000 евро.

Показать еще