Кубанские Новости
Общество

Дети должны быть счастливы и свободны: эксперт рассказала, как улучшить качество образования в России

Дети должны быть счастливы и свободны: эксперт рассказала, как улучшить качество образования в России
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Руководитель образовательного центра «Сириус», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева рассуждает о новом этапе развития образования в России и целях, которые предстоит достичь.

Когда речь идет о целях развития нашей страны, все неизбежно приходят к вопросу о том, как правильно воспитать молодое поколение. Ведь именно им, нынешним детям, предстоит своим трудом добиваться прогресса в экономике, повышения качества жизни россиян. Как передать школьникам те ценности, которые важны для нас? Как обеспечить сохранение и развитие человеческого капитала страны?

По мнению экспертов, во-первых, необходимо сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. У всех детей должен быть равный доступ к культурному и социальному капиталу (языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям), к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению обязательно должен быть индивидуальным.

Масштабная работа по «адресному» развитию ребят ведется в России уже несколько лет. Уже можно говорить о первых уникальных достижениях. Постоянно расширяется охват детей программами, созданными авторитетными российскими педагогами.

Российское образование, безусловно, перешло на новый этап развития, теперь в центре всего процесса ребенок и его способности.

Теперь нужно добиться того, чтобы все мальчишки и девчонки осознали, что у них есть возможность попробовать себя в самых разных сферах.

Чем чаще мы будем говорить своим детям, что у них обязательно получится, чем больше будем верить в них — тем больше шансов, что каждый из них раскроется по-настоящему.


Для развития ребенка нужна насыщенная образовательная среда. Нам необходимо расширять ее: увеличивать количество мест в детских садах и школах, создавать инфраструктуру для детских образовательных программ в университетах, колледжах, центрах дополнительного и профессионального образования. При этом обязательно надо предусматривать возможности для инклюзии.

Чтобы качественно выполнить задачу президента России Владимира Путина по строительству современных вузовских кампусов и образовательных центров для школьников, надо прежде всего учитывать мнение педагогов. Именно наставники подскажут, каким должно быть развивающее пространство. А уже потом можно привлекать ведущих мировых и российских архитекторов. По таком принципу организованы процессы создания образовательной инфраструктуры в «Сириусе».

Во-вторых, необходимо снизить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с педагогов.

Вместо этого и тех и других нужно поддерживать, консультировать, приобщать к новым методам обучения и воспитания.

— Нам действительно пора вернуться к вопросу о снижении учебной нагрузки на школьников. Последовательного уменьшения количества формальных проверок, контрольных работ, мониторингов. Давайте не будем заблуждаться — даже самые тщательные формальные проверки не могут ничего сделать сами по себе. Вместо повышения качества образования они лишь притупляют ощущение ответственности за будущее детей, которая лежит на каждом из нас, — отметила руководитель образовательного центра «Сириус», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева в своей статье в «Российской газете».

Кроме того, по словам руководителя образовательного центра, для гармоничного развития ребят принципиально важно развивать массовый спорт — детско-юношеский, школьный, студенческий. К сожалению, бесплатных секций для детей в возрасте 3-6 лет в России очень мало. Недостаточно бесплатных спортивных программ дополнительного образования и для школьников.

— Формирование здоровой нации — это государственная задача, которая должна полностью обеспечиваться за счет бюджета с гарантиями доступности и равных возможностей для всех россиян от трех до 18 лет. Подчеркну: для всех, независимо от места проживания, уровня обеспеченности родителей, ведомственной принадлежности спортивной школы или секции, — добавила Елена Шмелева.

Следующий вопрос, который нуждается в пересмотре: как мы определяем статус образования. Традиционно во главу угла ставится его уровень. Но вообще-то в образовании ключевую роль играет качество.

Образовательные стандарты, цифровые технологии, финансовые механизмы развития должны быть не самоцелью, а инструментом для создания общедоступного образования высокого качества, позволяющего любому ребенку выбрать свою траекторию и стать успешным.


Необходимо развивать преемственные образовательные модели, в реализации которых смогут участвовать организации разного уровня (например, в школьной программе — вузы и секции допобразования) и предприятия. Для детей должно быть очевидно прикладное применение знаний, которые они получают. По этой модели уже шесть лет работает «Сириус», привлекая ведущих педагогов и практиков.

Именно поэтому региональные университеты должны стать центрами развития территорий. Необходимо поддержать каждый из них (особенно в регионах, где университет всего один), повышая качество и уникальность программ.

— Новая российская образовательная реальность формируется на междисциплинарном и межуровневом подходе. Способности детей нужно развивать, задействуя всю инфраструктуру учебных, научных, культурных и спортивных организаций. Наши дети достойны того, чтобы с ними занимались самые сильные педагоги, ученые, тренеры, деятели искусств и неравнодушные профессионалы из государственных и частных компаний. Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей! — заключила Елена Шмелева.

Напомним, в Краснодарском крае активно развиваются площадки дополнительного образования школьников. Так, в регионе действуют инновационные технопарки «Кванториум». Первый такой технопарк, созданный по линии национального проекта «Образование», открылся на базе Центра детского и юношеского технического творчества в 2018 году в Краснодаре. Ежегодный охват проекта – более тысячи обучающихся и 3,5 тысячи участников мероприятий.

В 2020 году второй технопарк появился в Новороссийске. Более 800 детей в возрасте от 10 до 18 лет будут обучаться по восьми востребованным направлениям: «Энерджиквантум», «IT-квантум», «Биоквантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «Технический английский», «Квантошахматы», «Математика».

Для школьников из отдаленных населенных пунктов Кубани работают четыре мобильных технопарка. Они оснащены современным оборудованием для занятий по естественно-научным и техническим программам. На их базе ученики сельских школ учатся пилотировать дроны, строить чертежи для 3D-принтера и работать с объемными деталями.

В сентябре первый на Кубани школьный «Кванториум» откроется в Ейске.

Кроме того, генетический центр, состоящий из 10 лабораторий, вскоре откроется в сочинском университете «Сириус».

– Олимпийский медиацентр переоборудуют в огромную генетическую лабораторию. Говорят, что он откроется к началу учебного года, но мы думаем, что наш переезд может затянуться. В любом случае мы намерены въехать в новые помещения до начала 2022 года, – сообщил директор Научного центра генетики и наук о жизни Евгений Рогаев.

В строящемся корпусе площадью девять тысяч квадратных метров будет десять лабораторий: генетика; иммунология и биомедицина; нейробиология; генная терапия; биотехнология; биология и биотехнология растений; геномное редактирование животных; спортивная медицина; биоматериалы и наномедицина. Кроме того, в дальнейшем возможно открытие еще двух направлений – молекулярная онкология, аквабиология и экология.

Показать еще