– Сергей Владимирович, как обстоят дела по борьбе с коррупцией в регионе? Можно уже подвести итоги?
– Коррупция остается одной из самых актуальных проблем в крае. Зачастую, чтобы завуалировать свою противоправную деятельность, должностные лица (среди которых встречаются как служащие рядового звена, так и «высокопоставленные чиновники») разрабатывают многоступенчатые преступные схемы, вовлекают в них не только своих сослуживцев, но и рядовых граждан. Это требует от прокуратуры и других органов правопорядка максимального использования всего набора предоставленных инструментов в целях искоренения коррупции как «социального зла».
В результате совместной деятельности по декриминализации региона за 10 месяцев текущего года в крае выявлено 1 198 преступлений коррупционной направленности, порядка 400 из них совершенны в крупном и особо крупном размерах или с причинением крупного и особо крупного ущерба. Значительная часть данных деяний пришлась на факты взяточничества – 611, должностных хищений – 515, коммерческого подкупа – 18.
При этом, как и прежде, особое внимание было уделено работе по избавлению от коррупции сфер, наиболее ей подверженных. За неполный год всем правоохранителям удалось пресечь более 250 фактов хищения бюджетных средств, в том числе при размещении государственного и муниципального заказа. Вскрыто свыше 100 противоправных посягательств при реализации нацпроектов, более 20 преступлений, совершенных при оказании жилищно-коммунальных услуг, а также порядка 50 – в области землепользования.
– Какие были самые громкие, на ваш взгляд, дела, связанные с коррупцией на Кубани в уходящем году?
– Сегодня расследуется уголовное дело в отношении бывшей служащей администрации края, которая получала от нескольких глав муниципальных образований незаконное денежное вознаграждение в размере от 100 до 300 тысяч рублей за общее покровительство и попустительство по службе. Осуществляется уголовное преследование бывшего начальника одного из отделов регионального управления Роспотребнадзора, систематически получавшей взятки от руководителей коммерческих организаций за увод от ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В Сочи пресечена преступная деятельность замруководителя территориального отделения краевого фонда капремонта многоквартирных домов. Чиновник получил подкуп на 4,3 миллиона рублей, обещав коммерсанту способствовать победе в аукционе.
В Ейском районе директор фирмы похитил 15,6 миллионов бюджетных рублей за счет того, что представил налоговикам недостоверные документы в целях возмещения НДС… И таких примеров немало.
Хочу отметить, что свою лепту в привлечении коррупционеров к уголовной ответственности внесли и прокуроры. За 9 месяцев текущего года нами в следственные органы направлено более 65 соответствующих материалов, по которым на сегодняшний день возбуждено 49 уголовных дел.
Так, одним из значимых является вскрытый прокуратурой края факт хищения бюджетных средств в сумме 2,4 миллиона рублей, выделенных на выполнение оборонного госзаказа. Речь идет о производстве работ по теплогазоснабжению войсковой части. У субподрядчика приняты фактически невыполненные работы.
По инициативе прокуратуры Сочи возбуждено уголовное дело в отношении председателя ликвидационной комиссии организации санаторно-курортного комплекса. Чиновник причинил ущерб бюджету на сумму более миллиарда рублей. Этот ущерб реально возмещен.
По материалам прокуратуры Хостинского района Сочи осуществляется уголовное преследование подрядчика, похитившего около пяти миллионов рублей. Они были выделены по госпрограмме капремонта «Дома физкультурника».
– Каков сейчас средний размер взятки? Увеличился он или уменьшился по сравнению с прошлым годом? Можно ли назвать дело, где фигурировал ее максимальный размер?
– За 10 месяцев 2021 года правоохранительными органами края зафиксировано 385 (в прошлом году за такой же период – 160) фактов получения взяток, средний размер незаконно полученного вознаграждения составил 1,32 миллиона рублей (в прошлом году – 1,46 миллиона).
Сегодня максимальный размер взятки фигурирует в уголовном деле в отношении экс-директора департамента архитектуры и градостроительства Сочи. Он получил от гендиректора коммерческой организации 23,75 миллионов рублей. И это была только часть от требуемой суммы – 75-ти миллионов рублей. Здесь речь идет о взятке в особо крупном размере. Деньги были переданы за выдачу разрешения на строительство апартаментного комплекса на земельном участке, расположенном в олимпийской столице.
Также одним из значимых является выявленный факт получения взятки в размере 40 миллионов рублей. Деньги получил замначальника информационного центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Он вызвался способствовать тому, чтобы не представлять следователям материалы о создании в крае преступного сообщества. А оно ведь занималось приобретением, хранением и сбытом сильнодействующих веществ.
В Туапсе пойман с поличным начальник межрайонной налоговой инспекции, получившей от руководителя юрлица взятку в 4,5 миллиона рублей. За общее покровительство по службе и освобождение от ответственности за нарушение налогового законодательства.
– Уголовному преследованию подвергаются не только лица, получившие взятку, но и взяткодатели?
– Да. За 10 месяцев выявлено 162 взяткодателя и 64 посредника.
– А доходят ли уголовные дела до суда? И как они рассматриваются?
– Безусловно. За 9 месяцев этого года в суды края направлено 279 уголовных дел.
С участием прокуроров уже рассмотрено 175 из них в отношении 191 коррупционера: 62-м назначено реальное лишение свободы, 65-и – условное, 55-и – штраф.
Например, 8 лет 6 месяцев реального лишения свободы назначено бывшему главе Динского района, который за 4- и 7-миллионные взятки способствовал подписанию актов выполненных работ по строительству соцобъекта в своем муниципалитете.
В суде доказана вина бывшего главного архитектора Краснодара, превысившего должностные полномочия. Он выдавал незаконные разрешения на строительство многоквартирных домов и спорткомплекса. Ему назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы.
К штрафу в размере 2,5 миллиона рублей приговорен один из руководителей Армавирских электрических сетей, получивший взятку в размере 600 тысяч рублей. Он способствовал заключению договора техприсоединения к электросетям производственного объекта.
– О каких успехах в этом году можно сказать в первую очередь в плане профилактики таких преступлений, как взятка?
– Противодействие коррупции было и остается ключевым направлением надзорной деятельности.
За 9 месяцев текущего года в результате прокурорского вмешательства ответственность за нарушения антикоррупционных стандартов понесли около 1,7 тысячи должностных лиц, в том числе 22 из них оставили свои посты по утрате доверия.
Важное внимание в работе по профилактике коррупции нами отводится проверкам достоверности отчетности представителей власти о своем имущественном положении.
И, как показывает надзорная практика, сокрытие чиновниками в рамках декларационных кампаний соответствующей информации не всегда является желанием уйти от обвинения в чрезмерной роскоши и расточительстве, но и может свидетельствовать о совершении коррупционных преступлений.
За этот неполный год прокурорами выявлены факты сокрытия 561 должностным лицом доходов в сумме свыше 40 миллионов рублей, 48 жилых и нежилых помещений, 68 земельных участков площадью более 729 тысяч квадратных метров, 42 транспортных средств, порядка 1,4 тысяч банковских счетов, обязательств финансового характера на сумму, превышающую 50,2 миллионов рублей.
При этом названные нарушения характеры как для чиновников терподразделений федеральных органов власти, региональных ведомств, так и для должностных лиц органов местного самоуправления.
Например, прокуратура края в ходе проверки Минспорта края установила факты сообщения недостоверных сведений об имущественном положении 4 заместителями министра, 21 служащим и 15 руководителями подведомственных учреждений. По результатам рассмотрения представления все названные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в отношении двух заместителей министра губернатором края приняты решения о прекращении служебных контрактов. По инициативе Анапского межрайонного прокурора уволены по утрате доверия два муниципальных служащих, которые скрыли данные о полученном доходе в общей сумме 7,8 миллионов рублей и 19 счетах, открытых в кредитных организациях.
Серьезный инструмент профилактики коррупционных преступлений предоставлен нам федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В истекшем периоде 2021 года прокурорами инициировано проведение шести процедур контроля за расходами чиновников. В итоге проделанной работы в суд направлено пять заявлений об обращении в доход РФ имущества на общую сумму 42,5 миллионов рублей.
К примеру, Прикубанским райсудом Краснодара удовлетворено в полном объеме исковое заявление, предъявленное к служащей Роспотребнадзора (о которой я упоминал ранее) и ее брату. В доход государства обращено приобретенные ею и оформленные на своего близкого родственника земельный участок и домовладение в Адыгее стоимостью 7,2 миллионов рублей.
Также в уходящем году нами обеспечено реальное исполнение решения суда об обращении в доход государства имущества депутата муниципального уровня стоимостью, превышающей 33 миллиона рублей, приобретенного на средства, законность происхождения которых им не доказана. В частности, в доход РФ обращено девять земучастков, четыре штуки самоходной техники и пять транспортных средств. Также депутатом возмещена стоимость проданного им имущества в сумме свыше 11 миллионов рублей.
С начала 2021 года правоохранителям удалось пресечь более 250 фактов хищения бюджетных средств.
Другим инструментом противодействия взяточничеству является реализация нами исключительных полномочий в рамках административной юрисдикции.
В истекшем периоде 2021 года по материалам прокуроров за коррупционные правонарушения в административном порядке наказано 227 лиц с назначением штрафных санкций на общую сумму 14,6 миллионов рублей, из которых фактически уже взыскано 11,7 миллионов.
Помимо взыскания наложенных штрафов, сведения о совершении организациями коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от юрлица), вносятся нами в специальный перечень. Это закрывает им доступ на участие в закупках по всей России на ближайшие два года.
Кроме того, практикуется инициирование расторжения контрактов с юридическими лицами, включенными в такой перечень.
– Коррупция известна тем, что проникает и в ряды тех, кто с ней борется. Какое наказание предусмотрено работниками краевой прокуратуры за злоупотребление служебным положением?
– Основное условие предупреждение коррупции – это обеспечение соблюдения работниками прокуратуры края антикоррупционных стандартов, установленных федеральным законодательством, организационно-распорядительными документами генерального прокурора РФ. Работа в данном направлении проводится постоянно. Еще на этапе приема на службу кадровым подразделением разъясняются требования к служебному поведению, доводится до сведения информация о запретах и ограничениях, связанных с прохождением службы в органах прокуратуры.
При наличии оснований и информации, компрометирующей работника прокуратуры, подразделением безопасности проводятся служебные проверки, по итогам которых, в зависимости от установленных фактов и степени вины работника, принимается решение о привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов прокуратуры. В текущем году за нарушение присяги уволено два прокурорских работника, один из них – за получение незаконного денежного вознаграждения.
– Сергей Владимирович, как вы считаете, можно ли окончательно искоренить коррупцию? И достаточно ли для этого у прокуроров в регионах тех рычагов и механизмов, которые есть сейчас?
– Борьба с коррупцией – главное условие национальной безопасности. Антикоррупционное законодательство развивается очень динамично, постоянно совершенствуются механизмы борьбы с коррупцией. Ключевая роль в данной работе отведена органам прокуратуры, наделенным надзорной и координационной функциями. Мероприятия по пресечению актов коррупции реализуются органами прокуратуры на системной основе.
Нами активно применяется механизм правового просвещения, формы которого с целью охвата большего количества граждан либо внедрения стандартов антикоррупционного поведения среди служащих весьма разнообразны. Для этого на постоянной основе в средствах массовой информации и интернет-ресурсах освещаются изменения законодательства о противодействии коррупции и положительный опыт в борьбе с ней. Проводятся лекции для учащихся образовательных учреждений и служащих органов государственной власти и местного самоуправления, распространяются тематические памятки, брошюры и плакаты.
Именно применение на системной основе всего комплекса предоставленных нам полномочий в борьбе с коррупций во взаимодействии со всеми государственными структурами и институтами гражданского сообщества позволит искоренить это зло, свести к минимуму негативные последствия.