Его окружают творческие люди разных профессий. Проработав много лет на руководящих должностях, где, прирожденный технарь, он отвечал сначала за ремонт телеаппаратуры, а потом за деятельность большого коллектива научно-производственной компании, в конце 90-х Павел Снаксарев вдруг решил круто изменить свою жизнь. «Бытовка», как ее называли, начинала тихо умирать под напором разных обстоятельств, а «технический прогресс» сам развивался семимильными шагами. Да и хотелось, наверное, чего-то нового его беспокойной душе.
Родился Павел в интеллигентной семье, где были любящие мама и папа, старший заботливый брат. Мамы, Надежды Петровны уже нет в живых, но память сына хранит ее яркий, светлый образ. Ее с детства называли «Зажигалкой», имя дали созвучное характеру. А жила она в многодетной семье, в которой вместе с мамой были еще два младших брата. Перед войной молодая девочка-спортсменка только окончила школу. Эвакуация в 41-м в Азербайджан, здесь юная динамовка занималась молодежью в близ лежащих от станции Алято-пристань аулах, где в депо востановливали паравозы для фронта, создала девичью волейболбную команду, которая на очередных соревнованиях в Баку победила. Это во время войны. Всю жизнь потом проработает в Краснодарском государственном архиве. Но от нее еще жизнь потребует волевых усилий. Младший сын, Павел, родился с гемофилией – болезнь, которая при отсутствии гематологических препаратов быстро дает пожизненную инвалидность. Поднять в те годы такого ребенка было не просто. Тут уж надо сразу заметить: Павел Борисович всю жизнь имеет трудности в движении, но не любит слово инвалид. Его оптимизм, умение радоваться каждому событию, искать и находить хорошее поражают.
Вот уже десять лет общения с этим уникальным человеком превращают и мою жизнь в праздник. А еще нас связывает искусство. В том числе театр. А еще с детства краснодарец Павел любил шахматы и радиотехнические конструкторы. В летних городских соревнованиях дворовых команд, организованых по месту жительства, начиная лет с 13, собирал команду по различным видам спорта, и в парке им. Горького сама команда была не худшей из представленных. Пока вдали от летнего зноя, среди солнечных пятен, не замечая, как совершается солнцеворот, он был полностью погружен в сражения.
Жизнь набирала свои обороты. Стоит ли говорить, что и здесь он был в лидерах.
А в семье была большая любовь между братьями, сыновьями и матерью с отцом, что обиды делала как-то сразу мелкими. Вдруг в средней школе пришла идея, что Павел не потянет десятый класс. Здоровье, видишь ли, не то. Ничего он, начав работу в 17 лет, закончил вечернюю школу, где среди ребят постарше сразу стал своим. Пришло время, и он стал студентом политехнического института. По окончании погрузился во взрослую жизнь.
Будучи с детства пристрастен ко всяким технарским штучкам, освоил массу профессий в этой области, он в какой-то момент из «физиков» решительно шагнул в «лирики» и создал в октябре 1998 года Краснодарское краевое общественное движение по защите прав и интересов инвалидов «Содружество». Здесь первыми в стране стали помогать людям, больным гемофилией, если учесть, что Общероссийское общественное объединение больных гемофилией было создано только через два года. Это и бесплатные дорогостоящие современные лекарства, и реабилитационные меры поддержки, и детские праздники с подарками. Маленьким пациентам стало легче жить. Почувствовали себя увереннее и матери. Но хотелось еще и некоторого участия во всем этом деле искусства. Желающих помочь оказалось много.
И так был создан Центр реабилитации искусством, спортом и творчеством. Помощь пришла и от власти. Председатель городской Думы Краснодара Николай Семенович Котляров посодействовал тому, чтобы в 2007 году у Центра появилась своя территория: в центре города, напротив Екатерининского зала возник реальный, а не виртуальный центр, где нашлось место для детей разных возрастов. И школьники, и курсанты, и многие, многие другие приходят сюда, чтобы встретиться с интересными людьми.
Творческие люди откликнулись первыми: художники ведут мастер-классы, читают лекции, актеры показывают представления, иногда читают сказки, представляя древний, но незаслуженно забытый жанр – театр в кресле. Центр регулярно проводил выездные мероприятия по краю, с участием не только художников, но и географов, рок-музыкантов, актеров, дизайнеров моды и многих известных людей Кубани.
Павел Борисович Снаксарев объединяет вокруг себя интеллигентах людей, и готов воспитывать новых в своем центре, который после трагической гибели радетеля Николая Котлярова носит его имя.
Здесь проявляются лучшие качества самого Павла Снасарева, в числе которых главное – желание творить добро, не ради какой-то выгоды, а потому что так хочется, потому что от этого приятно на сердце и потому что это в твоей природе. Альтруизм, как выяснили недавно биологи, не только следствие определенного воспитания (хотя и это важно), но нечто, заложенное в природе человека.
Но нужна и помощь. Периодически, начиная с 2007 года, выигрываются гранты различных уровней, от краевых до муниципальных, и Фонда президентских грантов. В результате стали возможны выезды на пленер, где художники проводили непосредственно на месте мастер-классы, персональные выставки одаренных детей в галереях и выставочных залах края, моноспектакли и творческие встречи артистов, поэтов и журналистов, выступления рок-музыкантов и многое другое. В конечном итоге сформировался актив, куда каждый год добавлялись новые участники. О самых людях, много сделавших на этом поприще, мы спросили у самого Павла Борисовича.
– В первую очередь хочется вспомнить тех, кого уже нет с нами. Это Александр Анатольевич Аполлонов, выдающийся скульптор, которого знает вся Россия. Это он воссоздал, в частности, утерянный когда-то памятник Екатерины Великой. Прекрасно, когда человек достигает таких высот профессионализма и знает себе цену. Но при этом остается простым и доступным, умеющим отдавать. Сколько замечательных минут он провел в нашем центре и не только, скольким совершенно безвозмездно он открыл глаза на искусство скульптуры…
Особым человеком был для нас Константин Федорович Печеричко, который занимался темой казачества. Он закончил в свое время художественное отделение Таллиннского института искусств, но призвание свое нашел здесь. С ним произошла удивительная история: о факте его работы с нами был новостной сюжет по краевому телевидению. Его увидила одна женщина, оказавшаяся его двоюродной сестрой. Так они встретились и общались уже до конца его долгой жизни. Он был ярким представителем поколения, родившегося еще до войны. Это особый тип людей. Им было свойственно какое-то хорошее беспокойство: подобно многим шестидесятникам он был всерьез занят поиском самого себя как художника, а поэтому передвигался по стране. В результате он совмещал в себе таланты не только живописца, но и прекрасного графика, что бывает нечасто. Он ушел из жизни в 86 лет и только за полгода до смерти перестал выезжать с нами по краю.
Нам очень нравился его способ общения с детьми. Он был настоящим наставником. К нему приходили учиться определенному подходу к делу, которым были увлечены. Например, художники говорят, выезжая на пленер: у нас это не работа. Это настроение природы, которое надо поймать, а уже потом создаем окончательную работу в мастерской.
Большую часть не только нашей работы, но и жизни занимает семья Кателевских. Людмила Николаевна и Вячеслав Михайлович окончили Краснодарское художественное училище. Их творческий союз в прошлом году отпраздновал 50-летний юбилей. У них нет званий, но они выдающиеся профессионалы, которые умеют тонко, талантливо работать с молодежью. Людмила Николаевна очень скромный человек: она все время говорила: "Мы не педагоги". Но на пленере или у нас в Центре на мастер-классе выяснялось, что они оба могут научить чувствовать красоту. И научить общей культуре. Хорошему, правильно высказанному слову. Это многодетная творческая семья, с каждым из представителей которой всегда хочется общаться и дружить, подает нам пример.
Анатолий Михайлович Мельников – художник, известный и в стране, и за рубежом. Он особенно важен для нас. Блестящий педагог (преподает в Кубанском государственном университете более 20 лет), профессор кафедры живописи и композиции худграфа. Начиная работу с новой группой студентов, идет от учебного процесса к творчеству. Его учеников отличает системный подход к решению живописных задач, они всегда видны и создают гармоничную композиции на различных этапах работы. Он присоединился к нашему делу несколько позже, поскольку был занят – в ту пору руководил краснодарским отделением союза художников. И сделал на этом поприще много хорошего.
Интересна его история: он окончил художественно-графический факультет КубГУ и вернулся на него преподавателем, уже заслуженным художником России. Сейчас на факультете не выпускают учителя труда и черчения, а акцент делается на творческие азы педагогики. Как прирожденный лидер, он является руководителем гильдии возрождения профессионального ремесла. Анатолий Михайлович представитель послевоенного поколения, родился в 1950 году. Его взросление пришлось на эпоху оттепели, может быть, поэтому ему свойственны определенные идеи, которые мне очень симпатичны. Это идеи о том, что творческий человек зажатым быть не может. Он должен иметь полет.
И на всю жизнь взял себе в наставники и друзья педагога Анатолия Алексеевича Васильева, старейшего художника Кубани в 2021 году отпраздновавшего 85 летний юбилей.
Много добрых слов хочу сказать и о докторе педагогических наук Людмиле Валентиновне Мальцевой. Профессора кафедры ДПИ и дизайна худграфа, внимательно относящегося ко всем, кто ее окружает. Много времени отдала творчеству детей в школе. Декоративно-прикладное искусство позитивно влияет на развитие всех поколений. У нас в Центре ведет секцию керамики и валяния. Является моим научным руководителем по аспирантской работе на факультете.
Сергей Александрович Нагорный – это отдельный разговор о профессии художника, о моей с ним дружбе и всех совместных позитивных делах, которые не как не могут быть вмещены в обычное слово «доброволец». Он окончил краснодарское художественное училище и сразу после этого Питерскую академию художеств им. Репина, около 10 лет преподавал в Сибири, а после вернулся домой и начал творить. Миссия служения искусству, через свое творчество и чрезвычайная требовательность к самому себе выделяет его. Умение не только услышать человека, но и вовремя помочь ему, отличает этого художника от всех других, с кем я встречался по жизни.
Ольга Александровна Зимина представляет у нас Союз дизайнеров России, является его руководителем в крае несколько лет подряд и помогает нам в организации профессиональных выставок совместно с деканом факультета худграфа, профессором Юрием Владимировичем Коробко и экспертом Министерства культуры России Иваном Ивановичем Ващенко.
Есть и молодые люди, которые работают с нами не один год и на которых всегда можно положиться. Оля Ратиева художница, многодетная мама, но регулярно проводит творческие мастер-классы. Кристина Гринь –дизайнер, ее творческие работы постоянно радуют нас. А Андрей Гетманов – творческий технарь, осваивающий сейчас искусственный интеллект в магистратуре университета Питера. Они умеют работать в нашей команде единомышленников. Они это делают с удовольствием и большим удовлетворением от собственного труда и, естественно, на добровольной основе.
Они все разные, поэтому у нас, как мне кажется, так здорово все получается с наставничеством. Это ведь процесс. Там все может быть намного сложнее. Как в акварели много прозрачности и нюансов.
Вокруг Павла Борисовича всегда много людей. Он считает, что человек учится сам, когда у него много контактов. Должны быть крючки, которые сцепляют его с другими людьми. Он считает, что иногда резкое слово может значить больше, чем доброе. Сумма всех этих характеристик и делает его лидером. Несколько лет назад он был старостой группы в университете, где на факультете ФИСМО получал следующее высшее образование. Теперь он магистр истории. Его диплом был посвящен творчеству кубанского художника Анатолия Мельникова, о котором мы рассказывали выше, а научным руководителем выступил Валерий Касьянов, профессор, доктор исторических и доктор социологических наук, завкафедрой истории России и декан факультета журналистики КубГУ, общественный деятель Кубани.
А еще Павел Борисович очень любит фотоискусство, где он выбрал самый сложный жанр – портрет. К его 60-летию в краснодарском выставочном зале прошла его персональная выставка, где были представлены образы тех людей, что встретились ему на жизненном пути. И сам этот процесс общения тоже путь. Сам он говорит так:
Каждый раз, встречая чудесного человека, мне хочется быть ему полезным. Чтобы, может быть, впоследствии он передал эстафету добра другому. Если этого не возникает, отношения могут сойти «на нет». Ну это жизнь. И все же чаще бывает, как хотелось и виделось. Чудо все равно когда-нибудь случится. Но чудо создается не в толпе.
Впрочем, жизненное пространство не ограничивается только творчеством. Начав с элементов творчества и ища благополучателей хорошего искусства, мы через время пришли к процессу обучения, через творчество и сопровождению одаренных детей до высшей школы и далее. А затем – воплощение в жизнь инновационных проектов в области образования и социального служения, связанных с медицинскими вопросами. Через круглые столы, научно-практические семинары и предложения на слушаниях по бюджету края мы добиваемся прогресса. Нашими партнерами в этих делах выступает Интегральный центр для детей и молодежи с ДЦП «Ангелы Кубани» городской общественной организации «Помоги и обретешь» вместе с ее руководителем Людмилой Анатольевной Надержинской. Проекты уже начали давать первые результаты, и прибавили нашей команде работы и забот. Одним из участников стал мальчик Коля с ДЦП, который после интенсивной работы в течение года в нашем проекте «Испытатели» самостоятельно вошел в помещение телекомпании и еще больше узнал о своей будущей профессии – журналистике, которую сам выбрал несколько лет назад. И, естественно, хочется успеть как можно больше сделать в то время, которое тебе отведено судьбой.
…Когда-то Павел Борисович стал выставлять портреты своей работы и знакомых художников. Так и состоялась благотворительная выставка «С благоговением к мастерству». Это было в далеком 2009 году. Но теперь выставка повторяется раз в три года, став традиционной, привлекая все больше хороших профессионалов в различных направлениях творчества. Но узнала я об этом вскользь. Он не любит хвастаться. Когда-то одним из философов было сказано: «Если я не за себя, то кто за меня. Но если я только за себя – зачем я». Думается, эта бесспорная истина вполне подходит к жизненной позиции Павла Борисовича Снаксарева.
Справка КН
Павел Снаксарев – председатель Комиссии по доступной и комфортной среде Совета при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.
Почти 25 лет он возглавляет Краснодарское краевое общественное движение по защите прав и интересов инвалидов «Содружество». На его базе работает также Центр реабилитации искусством, спортом и творчеством им. Н. Котлярова. Главная задача организаций – формирование в обществе доброжелательного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, привлечение внимания к важнейшим социальным проблемам. Центр реабилитации работает в нескольких направлениях: инклюзивное образование, инновационная медицина, воспитание силами искусства, развитие волонтерской деятельности. За это время было реализовано более 20 общественно значимых программ, привлечено более тысячи добровольцев.
Его труд отмечен многочисленными наградами, в числе которых: премия губернатора Кубани в номинации «За достигнутые успехи в общественной, волонтерской деятельности», орден Трудовой славы 3-й степени, медаль «Ветеран труда», почетная медаль «За заслуги» и другие. В 2018 году Павлу Снаксареву объявили благодарность президента РФ.