В прошлом году на Кубани выросло количество преступлений, совершенных с использованием средств мобильной связи и интернета. Более 3700 человек в крае стали жертвами телефонных мошенников. Чаще всего деньги у них вымогали фальшивые сотрудники банков.
По словам начальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковника полиции Александра Бондарева, количество подобных преступлений, совершенных на территории Кубани и в отношении ее жителей, растет последние пять лет. Конечно, это беспокоит правоохранителей, особенно с учетом того, что подобные противоправные деяния относятся к сложно раскрываемым.
На 18 процентов выросло и количество краж, совершенных с банковских счетов жителей края. Полицейские зафиксировали почти 4 тыс. таких противоправных деяний. Но раскрыть удалось лишь каждое третье.
– Основная группа потерпевших от интернет-мошенников – люди старше 45 лет. Студенты и молодежь жертвами таких мошеннических схем практически не становятся, что говорит об их высоком уровне финансовой грамотности и знаний относительно того, как распознать преступника, – подчеркнул Александр Бондарев.
В минувшем году кубанцы чаще всего становились жертвами мошенничества, организованного по одной из трех схем: покупки и продажи товаров и услуг на интернет-площадках, заработок на бирже криптовалют и инвестициях, а также когда им звонили якобы сотрудники службы безопасности банка.
Больше всего пострадавших среди тех, кто пытался воспользоваться услугами сайтов бесплатных объявлений в интернете. В данном случае человека, как приобретающего товар, так и продающего, мошенники уговаривают отправить вещь через компанию доставки грузов. Злоумышленники присылают ссылку на поддельный сайт, где предлагают ввести данные своей банковской карты. Если обман вовремя не раскрыт, то вскоре с карты потерпевшего списываются все деньги.
– Также набирает популярность такой вид мошенничества, как заработок на бирже криптовалют, инвестициях и так далее, – рассказал Александр Бондарев. – Как правило, люди самостоятельно находят объявления о заработке такого рода, оставляют заявки, после чего с ними связывается так называемый финансовый аналитик. Он красиво рассказывает о том, как это все здорово работает и что в ближайшее время человек сможет значительно улучшить свое финансовое положение. И, действительно, первая же попытка заработать легкие деньги оказывается успешной. Но все остальные – лишают доверчивого гражданина всех имеющихся накоплений. А иногда и его родственников, у которых он занимает крупные суммы в расчете на скорую выгоду.
Звонки из «банка» – третий по распространенности способ обмана доверчивых граждан. В ходе оперативной работы кубанские полицейские выяснили, что чаще всего злоумышленники, промышляющие дистанционным мошенничеством и кражами с банковских счетов, используют операторов связи IP-телефонии, имеющих функцию подмены номера. То есть они заменяют свои реальные телефонные номера на комбинации, похожие на указанные на сайтах известных банков. Например, очень часто в выявленных случаях мошенничества «сотрудники безопасности банковских учреждений» звонили с номеров 8-495-955-15-49, 8-499-586-09-79, 8-800-568-37-82.
Успешно проворачивать незаконные сделки, уговаривать пенсионеров брать кредиты и переводить их на незнакомые счета злоумышленникам помогают отличные навыки владения речью и психологическими приемами по манипулированию сознанием.
1. Никогда не передавать посторонним данные банковских карт (в том числе CVV/CVC-код банковской карты или коды из СМС-сообщений от банка).
2. Не переходить по ссылкам, которые присылают другие пользователи.
3. Оформлять доставку только на официальном сайте (платформе или приложении).
4. Обсуждать подробности сделки только во встроенном мессенджере сайта, а не по телефону или в сторонних мессенджерах.
Как правило, разговор строится по наработанному сценарию: звонок, описывается проблема, которая вызывает страх и другие сильные эмоции у человека (например, ему говорят: «вашими деньгами в банке хотят воспользоваться преступники»), а дальше предлагают решение – алгоритм действий, которые помогут и уберечь от кражи деньги, и найти предполагаемых «преступников». При этом главным условием проведения успешной операции называется готовность гражданина действовать максимально быстро, не теряя времени на раздумывания и советы с кем-либо.
– Находясь в стрессе, пытаясь спасти свои накопления, человек часто теряет способность здраво рассуждать и соглашается действовать по указке «оперативника» или «сотрудника службы безопасности банка». Это происходит потому, что страх существенно сужает картинку мира и предложенное решение кажется единственно верным, – объяснила психолог управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Анна Бзыкова.
По словам эксперта, единственно правильным действием в такой ситуации будет прекращение разговора. Можно даже не оправдываться перед звонящим, почему. Во время передышки человеку, попавшему под пристальное внимание «сотрудников банка» или «оперативников спецслужб», следует обсудить ситуацию с родными и близкими. Они помогут разобраться в вопросе и установить факт попытки мошенничества. А дальше остается лишь связаться с реальным сотрудником вашего банка или полицией.
Теме интернет-мошенничества и звонков от фальшивых сотрудников банков в последнее время в средствах массовой информации уделяется много внимания. Усилена профилактика подобных преступлений также со стороны правоохранителей и психологов. В поликлиниках и банках, на информационных досках у подъездов и остановок транспорта регулярно вывешиваются листовки с инструкциями, как распознать мошенника, как действовать, если у вас пытаются незаконно снять деньги с банковского счета и так далее.
Как отметил Александр Бондарев, уже в 2022 году отмечается снижение преступлений, связанных со звонками «сотрудников службы безопасности банка». Однако это не означает, что мошенники решили оставить опасное ремесло и отказались от попыток заполучить чужие деньги. Нет. Они будут проявлять упорство и дальше, совершенствуя методы воздействия на психику людей.
А значит, всем стоит быть предельно внимательными, отвечая на звонки с незнакомых номеров. Также важно продолжать вести разъяснительную работу среди родных и близких, особенно тех, кто живет один. Только так можно спасти свои кровно заработанные деньги.
Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC) и коды из СМС.
Если все-таки успели что-то сообщить мошенникам, крайне важно сразу позвонить в банк по номеру, указанному на обратной стороне банковской карты, и сообщить о случившемся. Также следует обратиться в полицию.
Не доверяйте непроверенным сайтам знакомств, заработка, азартных игр и тотализаторов. Выясните, имеются ли на сайте юридический адрес, контактные телефоны, при отсутствии указанных сведений предоставление своих персональных данных, а тем более платежных реквизитов опасно.
Совершая покупку в интернет-магазине, проверяйте наличие отзывов о магазине и заинтересовавшем вас товаре и не доверяйте площадкам, где данная информация отсутствует.