Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

«Вагончик тронется, перрон останется»: как поживает самый известный в стране вокзал

«Вагончик тронется, перрон останется»: как поживает самый известный в стране вокзал
Сотрудники Тихорецкого музея предполагают, что на снимке 1912 года, слева, предположительно здание первого одноэтажного вокзала, к которому позже сделали пристройку.
Фото: из архива Тихорецкого музея
Железнодорожный вокзал на станции Тихорецкой, получивший известность благодаря песне «На Тихорецкую состав отправится» из кинофи

Увлекательную исследовательскую работу, посвященную вокзалу и железнодорожной станции, ведут в Тихорецком историко-краеведческом музее. Научные сотрудники, в том числе через известных людей, которые в разное время работали или бывали здесь проездом, хотят донести до земляков важную роль железной дороги не только в экономическом, но и культурном развитии Краснодарского края.

О чем говорят фонды

Тихорецкий вокзал считается историко-краеведческим памятником, с 2007 года он закрыт из-за аварийного состояния. Краевые и местные власти, общественность с переменным успехом, через суды добиваются того, чтобы РЖ восстановило здание. Собственник даже начал ремонт, но что-то пошло не так, работы заморозили.

Тем не менее в местном городском историко-краеведческом музее относятся к вокзалу как к живому свидетелю истории. Именно отсюда при поддержке районного управления культуры стартовал исследовательский проект «По следам старого города». Музейщики выкладывают в социальных сетях короткие видеоролики в жанре литературных и архитектурных прогулок по Тихорецку и его окрестностям.

Директор Тихорецкого историко-краеведческого музея Андрей Жидков с коллегами открывают все новые страницы истории, связанные с историей местного вокзала.
Директор Тихорецкого историко-краеведческого музея Андрей Жидков с коллегами открывают все новые страницы истории, связанные с историей местного вокзала.
Фото: Денис Батов

– Например, мало кто знает, что первый проект вокзального здания был одноэтажным и выдержан в стиле исторической эклектики с мотивами романского и готического стилей. После этого он несколько раз перестраивался, но и сейчас напоминает о минувшей эпохе, вдохновляет краеведов на новые открытия, – рассказал директор Тихорецкого музея Андрей Жидков.

По его словам, многим землякам и приезжим интересно узнать, кто из знаменитых людей и когда был в Тихорецке, в каких литературных произведениях упоминается город. Это еще одна, пока что мало изученная сторона культурной жизни станции и города.

В основу исследовательского проекта лег собранный местными краеведами, такими как Евгений Сидоров и Григорий Дзекун, материал, воспоминания старожилов, старинные фотографии из запасников музея. Исторические документы, поданные в увлекательной форме, увидели в социальных сетях и оценили тысячи виртуальных посетителей музея со всей страны.

Вокзальный водевиль

На одну из таких экскурсий читателей «Кубанских новостей» пригласил Андрей Жидков. Мол, таким способом музей пытается выйти за рамки обычной работы, представить новый взгляд на привычные для многих вещи:

– Кирпичный вокзал на станции Тихорецкой был построен в 1886 году. Первое литературное упоминание о нем мы находим в книге «Письма с дороги» русского писателя и публициста Глеба Успенского, – рассказал директор музея.

Вот что увидел путешественник на месте будущего города: «Ясно очертились недостроенные корпуса будущей большой станции (вокзала. – Прим. авт.). Засверкали на двух-трех из нового теса сколоченных бивачных лавках золотые буквы вывесок, стали видны там и сям крыши бараков для рабочих и наскоро сколоченные помещения для служащих – вот и все, что осиял вырвавшийся из туч месяц».

Только после открытия вокзала прилегающая к станции территория стала благоустраиваться, а у местной аристократии появилось место для культурного отдыха. Вокзалы в царской России воспринимались как образцы эстетики, в том числе предназначались для публичного использования.

Мало кто знает, что первый проект вокзального здания был одноэтажным и выдержан в стиле исторической эклектики с мотивами романского и готического стилей. После этого он несколько раз перестраивался, но и сейчас напоминает о минувшей эпохе, вдохновляет краеведов на новые открытия.

В архивах краеведам удалось с большой долей вероятности установить имя архитектора первого каменного здания вокзала. Им оказался выпускник Санкт-Петербургского училища, гражданский инженер Сергей Брагин. В это же время он руководил строительством первых кирпичных зданий в городе, которые сохранились до сих пор.

Еще один малоизвестный факт. Как оказалось, до 1902 года начальником Тихорецкой дистанции пути был Виктор Иванов, родной племянник великого русского писателя Федора Достоевского.

– Известно, что после открытия нового вокзального здания здесь проходили церковные службы, на которые приглашались священники из соседних станиц. А зимой 1898–1989 годов (когда при станции была построена Николаевская церковь) в вокзальном помещении играли спектакли-водевили самодеятельные артисты из Екатеринодарского общества приказчиков и служащих, – делится малоизвестными сведениями Андрей Жидков.

Так что на вокзалах зарождались культурные и театральные традиции не только Тихорецка, но и других населенных пунктов Кубани, расположенных у железной дороги. Кстати, через несколько лет в здании железнодорожного общественного собрания (ныне клуб имени Меньшикова) открыла первый театральный сезон уже местная труппа в составе служащих железнодорожных предприятий станции.

Не вокзал, а история

На станции Тихорецкой должны были встречать поезда императоров Александра Третьего в сентябре 1888 года (не к его ли приезду спешили построить здание вокзала?) и Николая Второго в ноябре 1914 года во время их поездок на Кавказ. Другого железнодорожного пути для царских поездов из Санкт-Петербурга в то время просто не было.

Тихорецкий вокзал стал свидетелем революционных событий 1918 года, в здании разместился штаб революционных войск Северного Кавказа. В Гражданскую войну здесь сменяли друг друга ставки белого генерала Антона Деникина и красного командарма Михаила Тухачевского. О том, что здесь его чуть не расстреляли большевики, вспоминал Нестор Махно.

На привокзальной площади выступал с речью первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский.
На привокзальной площади выступал с речью первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский.
Фото: Коллаж из архива Тихорецкого музея.

На привокзальной площади выступали известные деятели Советской России: Серго Орджоникидзе, Михаил Калинин, Николай Подвойский, Георгий Чичерин, первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский. В 1930-е годы в местном железнодорожном парке давал показательные представления известный русский борец Иван Поддубный.

– Мы нашли подтверждение тому, что на станции Тихорецкой останавливались Антон Чехов и Сергей Есенин, в вокзале читал свои стихи Владимир Маяковский. Композитор Дмитрий Шостакович вспоминал, что в нашем вокзальном ресторане отведал «превосходно откормленных тараканов, плавающих в борще». А Михаил Булгаков написал сатирический рассказ «Беспокойная поездка», в котором отметил нерасторопность тихорецких железнодорожников, – продолжил Андрей Жидков.

Свои стихи в здании вокзала на Тихорецкой читал Владимир Маяковский.
Свои стихи в здании вокзала на Тихорецкой читал Владимир Маяковский.
Фото: Коллаж из архива Тихорецкого музея.

Во время Великой Отечественной войны, зимой 1941–1942 годов, на станции Тихорецкой действовал эвакогоспиталь, где в том числе принимали беженцев из блокадного Ленинграда. Среди изможденных людей, которых здесь буквально спасли от смерти, был легендарный директор Эрмитажа академик Иосиф Орбели. В 1946 году он выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе, где судили главных нацистских преступников.

Это лишь часть знаменитых людей, с именами которых связана история Тихорецкого вокзала, а значит, и всего Краснодарского края. Вокзальное здание признали историко-культурным памятником регионального значения. Значит, его охраняет государство, что дает вокзалу шанс снова распахнуть свои двери, встретить в своих стенах еще много известных людей.

От редакции

«Кубанские новости» не раз рассказывали об истории одного из самых знаменитых вокзалов страны на станции Тихорецкой, о его нынешнем плачевном состоянии. Надеемся, собственник доведет начатую реставрацию до логического завершения, и из окон приходящих сюда составов снова будут видны те самые «стена кирпичная, часы вокзальные». Со своей стороны, сотрудники историко-краеведческого музея готовы организовать в обновленных залах вокзала экспозицию, посвященную его удивительной истории.