Кубанские Новости
Общество
Светлана Семенова

Как аферисты обманывают клиентов банков

Как аферисты обманывают клиентов банков
Финансовые учреждения предупреждают о новой схеме телефонного мошенничества: злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности и выманивают у граждан данные их карт.

Как показывает практика, обмануть мошенники могут любого. В числе жертв по всей стране – профессора, чиновники и даже банкиры. Но самое удивительное, что способ защиты от обмана есть. И он очень простой: не верить, не совершать поспешных действий с деньгами и всегда перепроверять информацию в своем банке.

С помощью специалистов Южного ГУ Банка России разберем самые популярные схемы обмана и по каким признакам определить мошенников.

Схема «встречный кредит»

Эта схема стала такой же эффективной для мошенников, как в свое время рассказ об аварии, в которую якобы попал сын или внук жертвы. Как правило, свою операцию мошенники проводят в несколько этапов. Вам звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на ваше имя прямо сейчас кто-то пытается оформить кредит.

Через время позвонит якобы сотрудник службы безопасности банка, полиции, следственного комитета или Банка России. Он может даже «удостоверение» прислать для убедительности. Его главная задача – подтвердить информацию об оформлении кредита и дать вам надежду: чтобы остановить этот процесс, нужно как можно скорее оформить встречный кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую якобы оформляют неизвестные лица по вашим паспортным данным.

Мошенники могут прислать липовое удостоверение любого специалиста.
Мошенники могут прислать липовое удостоверение любого специалиста.

Важно: Сотрудники банков, бюро кредитных историй, Банка России не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону.

Схема «защити свои деньги»

Вариантов может быть несколько: по телефону могут сообщить о попытке взлома вашего счета или что вы можете помочь в поимке мошенников из числа сотрудников банка. В любом из этих случаев вам предложат защитить свои деньги и перевести их на «безопасный» или «сейфовый» счет.

Важно: Никаких «безопасных», «защищенных», «сейфовых» счетов не существует. Если вам говорят об этом, будьте уверены, это мошенники.

Схема «опасный кешбэк»

Под видом сотрудников банков мошенники сообщают по телефону или в рассылке, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы можно обменять на рубли. Иногда аферисты уверяют, что банк начал начислять накопления, даже если к карте кешбэк вообще не подключен. При этом утверждают, что автоматически деньги на карточку не зачисляются, эту транзакцию нужно провести отдельно. Для этого запрашивают секретные данные и СМС-код от банка для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу.

Важно: Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. По любым банковским вопросам, в том числе кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сайте.

Схема «пришли карту родителей»

Мошенники не имеют моральных принципов и обрабатывают в том числе и детей. В соцсетях или игровых чатах присылают сообщение о розыгрыше крупной суммы денег или обещают некий промокод. Для участия нужно прислать фото карты родителей. Получив эти данные, мошенники могут снять все средства с указанного счета.

Важно: Если вы узнали, что ваши данные попали в руки мошенников, первым делом заблокируйте карту по телефону, в мобильном приложении или личном кабинете на сайте банка. Если с карты уже сняли деньги, в течение суток напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.

Курилов Николай

Николай Курилов, заместитель начальника Южного ГУ Банка России:

– Телефонное мошенничество остается самым популярным инструментом злоумышленников.

Они прибегают к нему в 80 процентах случаев. В 10 процентах используются интернет-ресурсы: фишинговые сайты, различные рекламные баннеры, социальные сети. Здесь люди также могут оставить свои личные данные, например, делая какую-то покупку или приобретая путевку. К сожалению, в последнее время мы отслеживаем ряд схем, направленных на детей. Родителям очень важно беседовать с детьми, объяснять, к чему может привести невинная «игра». Банк России дважды в год проводит сессии уроков по финансовой грамотности для школьников. Ближайший этап начнется 14 сентября. На занятиях наши специалисты в том числе рассказывают, как распознать мошенников.

Защити себя сам

С 1 октября этого года любой человек сможет установить свою систему блокировки: запрет на все онлайн-операции или на выдачу онлайн-кредитов. Это не позволит мошенникам дистанционно оформить заем или похитить деньги, даже если злоумышленники смогли получить доступ к онлайн-банкингу. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, нужно написать заявление в свой банк.

Киберучения с банками

С начала 2022 года банки ощутили на себе кратное увеличение хакерских атак. По данным Центробанка, в феврале их количество увеличилось почти в 20 раз по сравнению с тем же периодом 2021 года. Пик атак пришелся на март, в июне наблюдался незначительный спад активности хакеров.

В целом финансовые организации выдержали нападки, продолжили бесперебойно работать и предоставлять сервисы клиентам. Тем не менее Банк России проводит для кредитных учреждений киберучения. Это своеобразное стресс-тестирование на возможное проникновение в информационные системы банков. Учения проходят в режиме реального времени, банки демонстрируют работу своих информационных систем, отрабатывают сценарии атак. Как отмечают в Центробанке, сегодня финансовая система страны готова дать отпор хакерам.

Показать еще