Восемь лет. Точнее, восемь лет, четыре месяца и двенадцать дней... Никто тогда, в мае четырнадцатого года, и подумать не мог, что Донбассу придется пройти такой долгий, кровавый и мучительный путь от первого «тура» своего волеизъявления до второго, решающего. Через репрессии, обстрелы, гибель мирных жителей, разрушения и годы полной неопределенности и «безальтернативности» Минских соглашений.
Еще восемь лет назад мои земляки приняли главное решение в своей жизни. Прекрасно помню воскресенье, 11 мая. Голосование на том референдуме было каким-то празднично-бесшабашным. Народ сам организовался и провел голосование. Такого ни до, ни после я никогда не видел. Огромные очереди на несколько сот метров из желавших лично своим заполненным бюллетенем сказать «прощай» постылой мачехе-Украине. И это притом, что толком защитить голосующих было некому. В любой момент в наш город могли заскочить нацики из «Азова»* со всеми вытекающими последствиями. Кстати, кое-где так и случилось. Но это не отменяло общего приподнятого настроения. Казалось, еще немного – и мечта о том, чтобы здесь была Россия, сбудется…
Потом в нашем городе была оккупация. Боевики в балаклавах и с автоматами хватали на улицах людей, бросали в багажники и увозили в пыточную. Ту самую «библиотеку» в Мариупольском аэропорту. Возвращались не все.
Потом пришло освобождение. Наполовину. И линия фронта на долгие годы разрезала наш район по балкам и полям. А населенные пункты, которые имели несчастье находиться возле нее, постепенно уничтожались войной. Помню, после одного из обстрелов приехал в село Красноармейское, а там возле разрушенного прямым попаданием снаряда дома обнимаются и плачут две женщины. Одна – средних лет и ее старенькая мать. Сквозь слезы говорят: «У нас сегодня огромная радость, второй день рождения». Когда в их хату попал снаряд, они успели заскочить в подвал. И потому выжили.
Таких историй в нашем донецком Приазовье было вагон и маленькая тележка. Взять соседнюю Саханку, где всем миром несколько раз восстанавливали местную школу. А через месяц-другой ее снова громила украинская артиллерия. С необъяснимым упорством лупили именно по этому зданию. Или еще одно село – Коминтерново. Там весной шестнадцатого года лучше было не ходить днем по центральной улице. С той стороны работал снайпер, и что творилось в его бандеровской башке – никто представить не мог.
Все эти годы война то разгоралась, то немного затухала. А люди как-то пытались устроить свою жизнь в условиях полной неопределенности. Кто они? Где они? Куда все это приведет? Очень мрачные, надо сказать, мысли. Но оставались упорство и надежда. Можно сказать, что восемь лет Донбасс жил на волевых качествах, где-то в глубине души надеясь, что все это не зря.
И вот сегодня все сбывается. Пройдет неделя, максимум две, и Донецк, Мариуполь, Горловка, десятки других городов и сотни сел официально станут русскими. Осознать этот факт пока невозможно. Да и ликовать рано: враг стоит у ворот и постарается убить еще больше мирных людей, пока есть такая возможность. А чтобы его отбросить, придется снова проливать кровь. К тому же предстоит восстанавливать разрушенные дома, предприятия, дороги, линии электропередачи. И поднимать экономику, которая зачахла в удавке многолетней блокады, – тоже дело непростое. Все это так. Но главное событие уже происходит прямо на наших глазах. Дождались!
Да, на наших глазах свершается история и меняется география. Наша страна неизбежно прирастет еще четырьмя регионами. Сейчас уже коллеги подсчитывают все экономические выгоды от такого присоединения. В промышленности, сельском хозяйстве, демографии, геополитике. Все это правда. Но далеко не главная правда. Это событие чрезвычайно важно самой России, которая, впитав Новороссию, сама становится новой страной. Потому что это наглядно всем, а главное – нам самим демонстрирует справедливость знаменитой фразы, что русские своих не бросают. Что люди одной истории, крови, языка и культуры имеют право стать единым целым. И поэтому Донбасс и освобожденные территории Херсонской и Запорожской областей навсегда становятся частью огромной Родины, которой мы все гордимся. И которая их берет под свою защиту и никогда не бросит, чего бы это ни стоило.
* «Азов» – запрещенная в России террористическая организация.