В первом тысячелетии нашей эры Фанагория была благополучным городом с добротными жилыми домами, храмом и даже собственной винодельней. Ее обитатели веками жили в мягком черноморском климате, возделывали плодородную землю, занимались ремеслами и торговлей. А затем в одночасье исчезли, оставив потомков теряться в догадках – что же произошло сотни лет назад? Разгадкой этой тайны занимается Фанагорийская археологическая экспедиция.
Оказываясь на Тамани, будто бы попадаешь в другое измерение пространства. Все здесь особенное – природа, воздух, запахи и даже море. Когда-то давно, в течение двух с половиной тысяч лет, на берегу Керченского пролива процветала Фанагория (ныне это окрестности кубанского поселка Сенной) – вторая после Пантикапея столица эллинистического Боспорского царства.
Раскопки ведутся здесь ежегодно с 1936 года, единственный перерыв был сделан на время Великой Отечественной войны. Сегодня исследованиями древнего города занимается Фанагорийская археологическая экспедиция Института археологии Российской Академии наук при финансовой поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело». Руководит экспедицией заведующий отделом классической археологии ИА РАН, доктор исторических наук Владимир Кузнецов.
По приглашению фонда журналисты «КН» побывали на месте раскопок и узнали, какие загадки древнейшей цивилизации на территории Кубани удалось разгадать археологам.
Центральная часть древней Фанагории – курганы, скрывающие древние городища с их бесчисленными загадками. Чего только не находят в этих местах археологи – предметы быта, монеты, оружие, украшения и даже сосуд со слезами. С момента своего основания в 543 году до нашей эры и до начала первого тысячелетия Фанагория была частью Древней Греции – античной цивилизации, территории и влияние которой простирались на значительную часть Средиземноморья и Причерноморья – от Таманского полуострова до севера Африки.
Немногим регионам нашей странам посчастливилось быть частью античной цивилизации – только Крыму и Краснодарскому краю. В окрестностях Керченского пролива в эпоху эллинизма было не менее семи городов: Ахилион, Киммерис, Кепы, Тирамбе, Коркондама и, конечно, Фанагория.
– Город на протяжении своей полуторатысячелетней истории разросся до площади в 100 квадратных километров. Практически весь культурный слой хорошо сохранился, – говорит Владимир Кузнецов. –Фанагория была городом-государством – полисом. На основании результатов раскопок мы можем делать все более точные предположения по многим вопросам, которые раньше были нам неясны: чем занимались жители Фанагории, каких обычаев придерживались в быту, чем болели, от чего умирали.
Найденные археологами артефакты изучаются не только историками, но и специалистами смежных профессий – например, нумизматами и антропологами в специально оборудованной лаборатории.
В истории средневековой Фанагории до сих пор больше вопросов, чем ответов. Например, почему основанный эллинами полис прекратил свое существование?
При раскопках археологи находят вещи, брошенные людьми того времени буквально на ходу, будто горожане внезапно снялись с места и ушли. Помните картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», от которой даже у современного человека стынет кровь в жилах? Может, нечто похожее случилось и с Фанагорией?
– За долгие годы исследований мы немного приоткрыли завесу этой исторической тайны, – рассказывает Владимир Кузнецов. – Мы обнаружили при раскопках 16 убитых людей, у всех пробиты черепа. Очевидно, что город захватили враги и жители стали жертвами разбойного нападения. Как обычно случалось в ту эпоху, оставшихся в живых продали в рабство. Катастрофа случилась в начале X века.
Среди 16 убитых фанагорийцев есть монголоиды. Это еще одна загадка, поскольку раньше считалось, что население древнего города было европеоидным. На вопрос, откуда среди горожан взялись представители другой расы, четкого ответа пока нет.
Именно на X век приходится немало роковых событий – походы древнерусских князей на Константинополь, начало конфликта между Царьградом и Хазарским каганатом. Владимир Кузнецов предполагает, что Фанагория погибла в результате противостояния Древней Руси, Византии и тюрков-кочевников.
Обнаружены археологами и следы мощнейшего пожара, охватившего средневековый город. Благодаря найденным византийским монетам, относящимся примерно к 546–565 годам, это бедствие удалось датировать. Об этом пожаре упоминает византийский историк, секретарь полководца Велизария Прокопий Кесарийский. Он пишет, что окрестные племена напали на город и внезапно его разрушили.
Тот пожар полностью разрушил Фанагорию. Хазары отстроили город заново, но уже по собственным правилам. В своем новом воплощении Фанагория уже не была похожа на византийский полис.
Например, при строительстве домов бывшие кочевники применяли «елочную кладку» (кирпичи напоминали расположение иголок на хвойном дереве или зерен в колосе). Любопытно, что кладка «елочкой» применялась только в Дагестане и в странах Закавказья (Кавказской Албании, Грузии) в VI–IX веках. Очевидно, оттуда ее и заимствовали хазары.
– Хазары пришли на Кубань с территории современного Дагестана, – продолжает свой рассказ Владимир Кузнецов. – Это был конгломерат народов, исповедовавших христианство, ислам и иудаизм. Греки, которые остались в отстроенном хазарами городе, строили по старинке, но вокруг появились необычные для них конструкции. Например, двор стали планировать не круглым, а в виде полукруга.
По словам ученого, дома состоятельных горожан в хазарской Фанагории могли достигать в высоту 130 метров и состоять из шести комнат.
Хроники рассказывают, что в Константинопольском соборе 518 года участвовал епископ Фанагории Иоанн. Это подтверждает предположение, что в Фанагории была своя епархия, которая существовала до середины VI века, когда город был разрушен пожаром.
В огне сгорел и величественный кафедральный собор. Он пока еще не раскопан, но археологи уже определили его предполагаемое местонахождение.
– Таким образом, можно говорить, что Фанагория – один из столпов христианства не только на Кубани, но и в России, – обращает внимание Владимир Кузнецов.
О чем еще рассказали находки?
В Фанагории производили свое вино. Найдены большие запечатанные керамические сосуды для его хранения – пифосы. Также раскопана грушевидная яма, предназначавшаяся для хранения вина. Впрочем, она могла служить и зерновым схроном.
– Яма изнутри обмазана цемянкой (связующим раствором вроде современного цемента), а потом обложена камнями. Это сооружение можно назвать произведением искусства, – восхищается древними мастерами Владимир Кузнецов.
В яме была расположена хозяйственная пристройка, крытая черепицей. Скорее всего, в ней держали вино для причастия. Здесь же найден очень красивый колодец (рек поблизости не было): круглый сверху, в глубине он постепенно принимает квадратную форму. Археологи предполагают, что колодец может уходить в землю на 15 метров, но дальше 4,5 метра не копали, поскольку велика вероятность обрушения. На дне колодца могут быть керамические сосуды и человеческие останки.
В одном из склепов на глубине шести метров под землей ученые обнаружили золотые изделия и другие ценные артефакты.
Выяснилось, что погребальное сооружение состояло из двух соединенных между собой камер. Вероятно, склеп находился между курганами.
Рассказывает научный сотрудник Мария Чашук:
– Первая камера II века нашей эры исследовалась ранее. Захоронение воина (предположительно, подростка) – это такая яма из сырцовых кирпичей. Здесь найден мужской скелет с железным мечом и поясным гарнитуром. Интерес вызывает вторая камера IV–V веков. В нише похоронена женщина. На ее подбородке – монета, которой платили Харону, перевозчику душ в царство мертвых. Череп украшен золотыми лавровыми листьями, на пальце – золотое кольцо, на шее – сердоликовые бусы.
По словам ученых, редкая находка – фрагменты деревянного ящичка, обитого пластинами и костями животных в виде маленьких дельфинов. Внутри – серебряное веретено для прядения.
– Это не шкатулка, а небольшой ларец, – уточняет реставратор высшей категории Ольга Гунчина. – Это удалось определить в лаборатории научно-культурного центра «Фанагория» по небольшой части сохранившегося предмета.
В музее Научно-культурного центра «Фанагория», которому в этом году исполняется 10 лет, хранится уникальный клад серебряных монет. Он самый крупный и наиболее древний в России. Сокровища найдены в слое пожара, в котором сгорел город.
В музее также находится самый большой клад монет Боспорского царства. Найден он был в амфоре. В нем 3590 монет, большая их часть – из серебра. Здесь есть и дирхамы багдадских халифов, и древнерусские монеты, которые чеканились в Тмутаракани. Хозяин сокровищ, очевидно, был владельцем мастерских. Во время войны Фанагории с сарматами он спрятал клад, но так и не вернулся за ним.
– Деньги дают важную информацию об экономике здешних земель, начиная с IV века до нашей эры, – поясняет доктор исторических наук Михаил Абрамзон, ведущий специалист в области античной нумизматики. – Видно, что на смену серебряным деньгам постепенно приходят медные.
– А что чаще всего изображали фанагорийцы на своих деньгах? – поинтересовался корреспондент «КН» у ученого.
– Символом города была роза, ее чаще всего можно встретить, – отвечает Михаил Григорьевич. – Чуть реже – лань или олень, животные Афродиты, которая считалась покровительницей Фанагории.
Кстати, роза – это тоже символ богини красоты и любви. Раньше монеты с розой даже маститые специалисты принимали за напечатанные на Родосе. Этот остров считался самой богатой морской державой того времени. Поэтому было выгодно «чеканить под Родос». Интересно, что на монетах с розами есть изображения, но нет надписей. Нумизматам удалось установить, что ареал распространения таких монет был ограничен окрестностями Фанагории.
Фанагория – один из крупнейших древних городов Северного Причерноморья. Его история насчитывает более полутора тысяч лет. Многолетние исследования этого города дают возможность открыть новые страницы истории юга России. Впереди еще много работы: территория Фанагории насчитывает 2,5 млн кубических метров культурных напластований, а площадь раскопок составляет 7 тыс. квадратных метров. Наверняка древний город преподнесет нам еще много сюрпризов.