Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Как в Краснодарском крае развивается система инклюзивного образования

Как в Краснодарском крае развивается система инклюзивного образования
Школа-интернат в станице Крыловской.
Фото: internatkril.ru
Сегодня в обычных кубанских школах созданы условия для обучения более 33 тыс. ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Не изолировать, а помочь

Уважение и право на самореализацию. На этих принципах должно строиться современное общество, в котором людей с ограниченными возможностями здоровья полноценно включают в социум и предоставляют им ресурсы для успешного развития. Важный шаг на пути к этой инклюзивной модели – образование детей с особыми потребностями.

Распространенная форма обучения таких ребят – коррекционные школы. Услышав это название, многие родители пугаются. Между тем специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне и в комфортной для них среде. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья в государственных коррекционных учреждениях разработаны адаптированные общеобразовательные программы и организовано психолого-педагогическое сопровождение. Обучение в таких школах рекомендуется по результатам психолого-педагогической комиссии.

По информации министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, система коррекционного образования в регионе представлена 52 государственными коррекционными учреждениями, в которых учится более 8 тыс. детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Мы должны создавать инклюзию всем нашим гражданским обществом. Неважно, как назвать эту работу – интеграция, вовлечение или адаптация, но начинать ее нужно с детских садов и школ. Тогда дети, в том числе с ограниченными возможностями, вырастут вместе и станут полноценными членами общества, будут воспринимать друг друга как равноправных.

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края

В отличие от обычных школ, классы здесь небольшие, что позволяет максимально сосредоточиться на каждом ребенке. Предметы ведут учителя со специальным образованием. В таких школах уделяют много внимания не только урокам, но и дополнительному образованию. Это позволяет раскрыть творческие и коммуникативные способности воспитанников.

Кроме того, в коррекционных школах ведется большая профориентационная работа. Для этих целей специальные учебные заведения в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» оснащают современным оборудованием. С 2020 года на Кубани обновлена материально-техническая база девяти коррекционных школ.

– К новому учебному году оборудование получат еще три школы-интерната. Это учреждения в станицах Елизаветинской, Крыловской и Шкуринской. В них переоборудуют трудовые мастерские, что позволит совершенствовать профориентационную работу и обучать детей с ограниченными возможностями здоровья востребованным на рынке труда профессиям, – рассказала министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.

Так, в школе-интернате станицы Шкуринской Кущевского района планируется модернизировать мастерские по таким направлениям, как штукатурно-малярное, столярное, швейное дело, цветоводство и декоративное садоводство. Новым оборудованием также оснастят кабинеты педагогов-психологов, учителей-дефектологов и учителей-логопедов.

В школу-интернат станицы Крыловской закупят оборудование для развития психомоторных процессов, зрительно-пространственной координации и эмоционально-волевой сферы учеников. А в школу-интернат № 1 станицы Елизаветинской будет приобретено профессиональное логопедическое оборудование. Оно поможет педагогам в коррекции речевых нарушений у детей. Всего к концу 2024 года по нацпроекту будут переоборудованы 15 кубанских школ, в которых учатся дети с нарушениями слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

От пандусов до шрифта Брайля

Вместе с тем коррекционные учебные заведения – не панацея. Российское законодательство позволяет родителям выбрать, в какую именно школу: специальную или обычную – отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общеобразовательные школы Краснодарского края сегодня посещают более 33 тыс. особенных ребят. Инклюзивное образование они получают в классах вместе со здоровыми сверстниками либо в специальных (коррекционных) классах, которые работают в муниципальных школах.

Чтобы обучение ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения было комфортным, для них создают условия безбарьерной среды. Все новые школы еще на стадии строительства в обязательном порядке оборудуют ровным заездом или пандусом, расширенными дверными проемами, туалетами, которые могут посещать ученики, передвигающиеся на инвалидных колясках. В школах устанавливают тактильные таблички, по которым будут ориентироваться дети с нарушениями зрения. В давно работающих школах также внедряются элементы безбарьерной среды. В классах, где учатся ребята с нарушением слуха, предусматривают онлайн сурдоперевод, а для сопровождения учеников с расстройствами аутического спектра работают тьютеры.

Кроме этого, общеобразовательные школы оснащаются специальным оборудованием, помогающим сделать комфортным обучение особенных детей. Пример организации такого безбарьерного пространства – сочинские учебные заведения. Так, в школе № 12 города-курорта занимаются почти 200 ребят с ограниченными возможностями здоровья. Для них открыты инклюзивные классы, где дети обучаются по индивидуальному образовательному маршруту, для занятий физкультурой используется специальный спортинвентарь.

В корпусе сочинской гимназии № 6, который открыли в 2020 году, создан Центр инклюзивного образования со специальными кабинетами, где учатся более 70 детей с нарушениями здоровья. Это слабослышащие и слабовидящие ребята, ученики с церебральным параличом, расстройством аутистического спектра, задержкой психического и умственного развития. Здесь предусмотрели современное оборудование для диагностики, координации движений и тренингов, песочную терапию и многое другое. Помимо учителей-предметников, с особыми детьми занимаются опытные педагоги-психологи, логопеды и дефектологи.

Учитель онлайн

К сожалению, по состоянию здоровья не все дети с ограниченными возможностями могут посещать уроки в обычной школе или получать образование в коррекционной. Специально для таких ребят организовано домашнее индивидуальное обучение. По рекомендации врачебных комиссий в Краснодарском крае на дому получают образование 1,4 тыс. детей. Как правило, их посещают педагоги.

Кроме того, ежегодно около 700 ребят с ограниченными возможностями здоровья учатся с использованием дистанционных технологий. Для этого в регионе создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов и действует сеть более чем 70 базовых школ, откуда учителя выходят на связь с учениками онлайн.

Семьям с особенными детьми, включенным в дистанционное обучение, предоставляется комплект специализированного компьютерного оборудования по договору безвозмездного временного пользования и бесплатное подключение к сети интернет. Дистанционно для ребят проводят и занятия по дополнительному образованию – это более 50 программ естественно-научного и социально-педагогического направлений. Такие занятия помогают раскрыть таланты учеников. Как правило, в будущем дети, получившие дистанционное школьное образование, выбирают аналогичную форму обучения в колледжах и вузах, а затем работают онлайн переводчиками, IT-специалистами и графическими дизайнерами.

Успешность каждого ребенка

За последние годы Краснодарский край, как и другие российские регионы, продвинулся в области создания инклюзивного образования. Вместе с тем впереди еще больше работы. Об этом говорили на Всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», который накануне состоялся в Грозном. Организатором мероприятия выступило Агентство стратегических инициатив. Более тысячи специалистов из российских регионов обсудили пути модернизации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По словам главы Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Светланы Чупшевой, в России проживает 728 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. 500 тыс. из них учатся в коррекционных и инклюзивных школах.

– Для меня инклюзия – это возможность самореализации, уважения, успеха для каждого. Надо понять, как помочь педагогам, поддержать их, научить взаимодействовать с детьми, обеспечить дружелюбный климат в школе, – отметила Светлана Чупшева.

Принявший участие в пленарном заседании форума губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что на Кубани сегодня проводится целенаправленная работа по организации безбарьерной среды в школах.

– С 2015 года на Кубани построили 75 общеобразовательных и 168 дошкольных учреждений. В этом году планируем завершить еще 20 школ и 23 детских сада. Мы создаем в них безбарьерную среду, чтобы «особым» детям было комфортно обучаться. Потому что не они должны приспосабливаться к школам, а учреждения – к требованиям детей. Мы должны создавать инклюзию всем нашим гражданским обществом. Неважно, как назвать эту работу – интеграция, вовлечение или адаптация, но начинать ее нужно с детских садов и школ. Тогда дети, в том числе с ограниченными возможностями, вырастут вместе и станут полноценными членами общества, будут воспринимать друг друга как равноправных, – сказал Вениамин Кондратьев.

Специалисты на форуме отметили роль, которую играют педагоги и тьютеры. На их плечи ложится нелегкая работа по гармоничному включению особых детей в образовательную среду. Поэтому важно уделять внимание поддержке таких специалистов и регулярному повышению их квалификации.

По итогам мероприятия был подготовлен манифест, который планируется представить на форуме в 2024 году – он пройдет в Ханты-Мансийском автономном округе. Специалисты рассчитывают, что инициативы манифеста лягут в основу развития обучения особенных детей и будут способствовать положительным изменениям в этой сфере на законодательном уровне. Среди таких предложений – четко сформулировать, что такое современное инклюзивное образование, оказывать всестороннюю поддержку педагогам, работающим с особенными учениками, создать сетевую программу, направленную на изучение опыта и внедрение практик некоммерческих общественных организаций, которые обладают значительным опытом в сфере инклюзии.

– Мы планируем в течение года работать со спикерами, экспертами, практиками, которые были рассмотрены, предложениями, которые были сформулированы участниками форума, чтобы их реализовывать и в регионах, и на уровне Российской Федерации в целом. В результате сможем внести предложения по изменениям в различные нормативно-правовые акты, федеральные программы, сформировать общие принципы и общее видение развития инклюзивного образования в нашей стране на следующие десять лет, – сказала Светлана Чупшева.

По данным министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в регионе сегодня:

  • работают 52 коррекционные школы, в которых учится более 8 тыс. детей с различными проблемами в развитии: тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

  • в общеобразовательных школах края получают образование более 33 тысяч учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • ежегодно около 700 обучающихся-инвалидов получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий.

  • в 20 учреждениях профессионального образования открыты группы для людей с особыми потребностями. Выпускникам с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность получить образование по 9 профессиям: повар, каменщик, облицовщик-плиточник, маляр, штукатур, швея, садовник, рабочий зеленого хозяйства, специалист по ремонту обуви.