Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Ветеран Николай Харченко: «Наше дело правое, Победа снова будет за нами!»

Ветеран Николай Харченко: «Наше дело правое, Победа снова будет за нами!»
День Победы 1945 года ветеран Великой Отечественной войны Николай Саввич Харченко запомнил на всю жизнь.
Фото: Денис Батов
День Победы 1945 года ветеран Великой Отечественной войны Николай Харченко из Новопокровского района встретил в Западной Украине. В составе Красной Армии он участвовал в ликвидации бандеровского подполья. Накануне 9 Мая наш корреспондент поздравил фронтовика со священным для каждого из нас праздником.

Судьба и Родина

Уютный дворик 96-летнего участника Великой Отечественной войны Николая Харченко из станицы Новоивановской благоухает цветами. Хозяин радушно встречает гостей, на его «парадно-выходном» пиджаке в лучах майского солнца блестят награды.

Крепким рукопожатием и приветливой улыбкой Николай Саввич отвечает на поздравление с наступающим Днем Победы. Ясным умом и самобытным чувством юмора он располагает к доверительной беседе, охотно отвечает на вопросы о своей жизни и тех событиях, участником которых стал волею судьбы.

– Да что мы видели в молодости… Пережили фашистскую оккупацию, потом с 14 лет я уже работал в колхозе. В декабре 1944-го призвали в армию. Фактически мы считаемся последним призывом в войну, – рассказал ветеран.

Известно, что с последним военным призывом в Красную Армию брали 17-летних парней. По особому распоряжению руководства страны новобранцев старались беречь, тем более к тому времени наши войска уже отогнали врага далеко на Запад.

Такое решение спасло много молодых жизней. Но на долю юношей выпало немало испытаний, ведь срочная служба была продлена на срок от семи до девяти лет, следующего массового военного призыва не было до 1949 года.

При этом никто не жаловался, парни понимали, в каких условиях живет страна. Такие слова, как патриотизм и долг Родине, для них не были пустым звуком.

Фронт в тылу

Как вспоминает Николай Харченко, его с земляками из Краснодарского края направили в 105-й запасной стрелковый полк 43-й запасной стрелковой дивизии, которая дислоцировалась на территории Западной Украины.

Молодым солдатам сразу сказали, что обучение рассчитано на шесть месяцев: если кончится война к тому времени – счастливчики, а нет – придется повоевать. Во Львовской области, где служил рядовой Харченко, боевая учеба шла под постоянной угрозой нападения со стороны боевиков Украинской повстанческой армии, которыми кишели местные леса.

Бандеровцы устраивали террористические акты, диверсии, убийства партийного руководства, военнослужащих и сочувствующего советской власти населения. Бандитами был смертельно ранен командующий 1-м Украинским фронтом, освободитель Киева генерал Николай Ватутин.

Этот вопиющий случай заставил Красную Армию и спецслужбы начать более активную борьбу с националистами и, к весне 1945 года, по официальным данным, органы госбезопасности, войска НКВД уничтожили практически все крупные бандформирования.

Но на освобожденной территории оставалось еще много мелких банд националистов. В боевых операциях против них и участвовал красноармеец Николай Харченко:

– В один из дней апреля 45-го года, вечером, нас подняли по тревоге и привезли во Львовскую область на проческу леса. С тех пор в месяц было по три-четыре таких выхода, и каждый раз мы несли потери, – вспоминает ветеран.

В ходе проведения операций наши части ночным броском окружали намеченные по плану села или участки леса. С рассветом начинали прочистку, отыскивали спрятавшихся бандеровцев и дезертиров. Все задержанные направлялись в районы расположения штабов частей, где с ними вели работу работники «СМЕРШ» и райотделов НКВД.

Матерый и коварный враг

Однажды взвод, в котором служил Николай Харченко, попал в засаду, завязалась ожесточенная перестрелка. Один красноармеец был убит. Наши уничтожили бандита, а остальные скрылись.

И такие облавы порой длились по несколько суток. Вчерашние призывники, еще практически мальчишки, смело вступали в бой с матерыми и коварными бандитами, после каждой такой стычки часто хоронили своих товарищей.

Как вспоминает Николай Саввич, после госпиталя к ним в часть попадали опытные фронтовики. После первого участия в подобных зачистках они просили командиров быстрее отправить их обратно на передовую. Мол, на фронте ясно, где находится враг, а здесь вроде бы и тыл, но из-за любого куста могут выстрелить в спину.

В отчете о проведенных операциях по борьбе с бандеровцами командир 43-й запасной дивизии, в составе которой служил мой собеседник, генерал-майор Михаил Князев писал, что в результате принятых мер удалось не допустить ни одного случая захвата врасплох военных городков и складов вверенного ему воинского соединения:

«Несмотря на сильное вооружение, немецкую выучку и опытные бандеровские кадры ОУН, их умение вести бои в лесах, бандгруппировки УПА были всегда биты благодаря хорошей организации боевых действий, проявлению мужества и отваги личным составом, участвовавшим в операциях, и исключительной преданности и любви к Родине», – читаю в рассекреченном в 1991 году архивном документе Министерства госбезопасности СССР.

Наше дело правое

По словам Николая Харченко, с конца апреля 1945 года они с сослуживцами жили предчувствием того, что вот-вот должно произойти важное событие. С волнением ждали и слушали новые сводки Совинформбюро, в которых Левитан сообщал о продвижении наших войск к логову врага, и, наконец, о падении Берлина.

– Утром 9 Мая нас разбудил помощник командира взвода словами: «Сынки, поднимайтесь, Победа!» Мы вскочили, начали поздравлять друг друга. После завтрака строем пошли на общеполковой митинг. На городской площади собралось много гражданских. Опять же не обошлось без происшествия… – делится малоизвестными подробностями очевидец.

Как оказалось, наши спецслужбы вычислили и сняли с крыш нескольких католических соборов, расположенных вокруг места торжественного мероприятия, бандеровцев с пулеметами. Враг оказался настолько коварный, что в этот торжественный день собирался устроить теракт и открыть огонь не только по советским военнослужащим, но и по мирным жителям.

В этой же ненависти к людям ветеран видит сущность нынешнего режима, который захватил власть на Украине и развязал братоубийственную войну, которая не нужна нашим народам. На прощание он сказал:

– Самое главное в жизни – это мир и чистое небо над головой. Молодежи хочу пожелать быть прилежными, хорошо учиться. А главное, чтобы побыстрее закончилась спецоперация. Наше дело правое, и Победа снова будет за нами! – уверен участник Великой Отечественной войны Николай Харченко.