Всю ночь по окнам лупил дождь. Настоящий осенний анапский ливень, после которого по улицам проще плыть, чем ехать. Его нескончаемая дробь накладывалась на легкий мандраж, и сон постоянно исчезал. А вдруг поездка отменится? Шторм все-таки. Что тогда? Какой запасной вариант?..
Но к утру непогода закончилась, задул теплый южный ветер. Наша машина, разбрасывая колесами лужи, покатила на точку сбора.
– Ну что, ты едешь? – Кудаев, видимо, проверял, не смыло ли в последний момент мое желание отправиться в Донбасс.
– Да еду-еду, у меня еще 20 минут есть. Успею.
– А, ну хорошо!
В ходе СВО, а особенно после мобилизации у нас в Анапе возникло большое количество волонтерских организаций. Возникли сами, никто сверху ничего не организовывал. Неформальным лидером одной из них является Саша, а если официально – глава администрации Виноградненского сельского округа Александр Анатольевич Кудаев. Он уже в 25-й раз едет на передовую. Как правило, по выходным: основную работу тоже никто не отменял.
– Знаешь, я ведь сам участвовал в раздаче повесток нашим пацанам. Тяжело это было. Поэтому бросить их, вот так просто отморозиться не могу.
Надо отметить, что не один он такой. Постоянно мотаются на передовую и главы других округов, те же Артур Маграрян и Олег Салтановский. Но все-таки Кудаев в этом движении является первопроходцем и, наверное, самым активным.
– Как раз прошел год, как начали этим заниматься. Сначала на Херсон съездили к нашему парню, тогда еще с динскими ребятами. Они показали, как Крымский мост пройти, Армянск, Чонгар – все эти КПП. Потом уже сами. Ездили сначала на это направление, потом ребят наших перевели на Донецк.
В этот день из Анапы выехали машины в разные стороны. Две ушли на Запорожское направление, а мы отправились по маршруту Первомайск – Донецк – Волноваха.
– В этот рейс везем печки-буржуйки. Уже похолодало, и ребята просят. Еще теплые сапоги, маскировочные сети – их никогда не бывает много, продукты питания, воду, личные посылки, зимнюю резину на автомобиль. В общем, полных две машины загрузили.
За окном нашей доверху груженной «Нивы» – просторы кубанских полей. И солнце потихоньку начинает припекать. А мы с Кудаевым продолжаем говорить о главной для всей нашей страны теме. Всего из его округа было мобилизовано около 40 человек, и земляки буквально сразу стали им помогать.
– Поселок не такой большой, и эти 40 человек почти каждому – брат, сват, друг, сосед. Все друг друга знают, и я помню, что в первые дни только и были разговоры: как там они? Как Лешка, как Толик, как Ваня? Приедем оттуда, и все спрашивают: как ребята живут, что нужно, чего не хватает? У нас одна страна, одна Родина. И ребятам, которые сейчас на фронте, тяжелее всего. Поэтому мы в тылу должны всеми силами, которые только есть, поддерживать их. И здесь даже не столько материальная помощь важна, а моральная поддержка. Чтобы не чувствовали себя забытыми, чтобы знали, что люди о них помнят.
Высокие фразы Саша говорит с жаром. Когда слушаешь этого человека в камуфляже, то понимаешь, что он реально так думает. Иначе не ездил бы по два раза в месяц, не трясся по двое суток в машине, не развозил бы по точкам посылки своим землякам. Бывало, и под обстрелами.
Спрашиваю, а кого из жителей Виноградного можно отметить особо? Он в ответ мотает головой.
– Трудно назвать кого-то отдельно. Знаешь, кто-то несет чуть ли не последние 100 рублей, а кто-то вообще ничего не хочет. Мы никогда не озвучиваем, кто и сколько помогает. Бабулька принесет две банки закатки – и это уже огромная помощь. Потому что от души. Сам же говорил про единство, так вот считай, что нашим парням помогает наш единый Виноградненский сельский округ.
Впрочем, несколько фамилий он все же называет. И первой – Ирину Борилко, которая сама дома изготовила и передала на фронт 1000 (!) окопных свечей. А среди водителей больше всего километров намотали по прифронтовой зоне Александр Иноходцев, Евгений Разумный, Павел Носенко, Яковенко Владимир, Александр Гринько и Сергей Клепалов.
Наш разговор то затихает, то снова разгорается с новой силой. И все о том же. За окном проплывают Тимашевск, Брюховецкая, Каневская. В Ленинградской – остановка. Жена передает одному из военных отремонтированный генератор.
– Мы никогда не отказываем никому, если едем на это направление. Там все наши. Кстати, в Волноваху везем посылку из Дальнего Востока, – говорит Кудаев. – Сами люди вышли на нас, отправили посылку сюда, ну а мы уже везем ее дальше.
Как ни старались засветло проехать бывшую границу, не получилось. Новошахтинск миновали уже в сумерках, а когда подъехали к пункту пропуска, там стояла огромная очередь из машин. Часа на два-три. Так мы и до ночи не доберемся.
Впрочем, как в последнее время часто случается, помогло волшебное слово «волонтеры». Наш представитель пошел поговорить с военным, тот послушал и махнул рукой в нашу сторону. Мы двинулись по встречке. Полчаса, и фары машин уже освещают темень дорог в ЛНР. Как ехать, знаем весьма приблизительно, в основном полагаясь на навигатор.
Приключения начались с блок-поста на перекрестке, где стояли два славных представителя Сибири. Молодые пацаны то ли с Алтая, то ли из Бурятии со своим особым говором.
– Ребята, – обращается Кудаев, – а там прямо дорога есть?
– Так-то есть, – отвечает один из них.
– В прошлый раз я видел, что там ремонт был.
– Так-то да, ремонт был. Старый асфальт вывозили.
– А новый завозили?
– Так-то да, но мы не видели… Но если асфальт вывозили, так-то дорога ровная.
Разговор вышел ни о чем, и мы все-таки решили ехать направо, куда вел навигатор. Долго посмеивались над парнями, и зря…
После очередного поворота в очередном темном поселке, где об уличном освещении не слышали уже много лет, мы попали на восьмикилометровый участок дорожного ада. Остатки асфальта доисторических времен перемежались огромными ямами причудливых форм. Как будто немцы хорошенько отбомбились по дороге, а потом еще раз. И еще неоднократно. Фары выхватывают очередную яму, Кудаев отчаянно крутит руль, мы проскакиваем, машина прыгает, подвеска стучит, а за ней – следующая яма. И так бесконечное множество раз. Очень мешают темнота и недавно прошедший дождь. Вообще, непонятна глубина нового препятствия. И только вдали слева видны огоньки какого-то села.
В одной из этих дыр, которая внезапно оказалась мини-каньоном, мы чуть не утопили «Ниву». Благо полноприводная труженица каким-то чудом колесо за колесом выползла из западни. Мы аж выдохнули. Но за ней снова ямы, ямы, ямы. Поневоле вспомнили слова военных, что если старый асфальт вывезли, то все хорошо. А тут так-то пока не успели…
Теряем почти час, пока не выезжаем на трассу. С новеньким асфальтом и белой-пребелой разметкой. Навигатор упорно зовет нас прямо, чтобы продолжить увлекательное соревнование с ямами не на жизнь, а на смерть. Но, посмотрев на карту, решаем ехать в объезд. Получается на 20 км длиннее, но шансов, что доедем, намного больше.
И жизнь внезапно налаживается. Мимо мелькают города шахтеров и металлургов, нанизанные, как ожерелье, на недавно отремонтированной Россией дороге: Алчевск, Брянка, Стаханов, Ирмино. К пункту назначения – работающей заправке, которая чуть дальше разбитой заправки, прибываем в 11 часу ночи. Пока созваниваемся с парнями, с удовольствием вылезаем из машин, пытаясь размяться. Кряхтим. То ли 14 часов пути дают о себе знать, то ли возраст. И вот выскакивает автомобиль, из него выходят военные. Старые друзья наших виноградненских пацанов. Объятья, шутки и дорога в их расположение. Мы там заночуем перед дальнейшим путем.
В одном из домов стоит их подразделение, точнее – та его часть, которая сегодня на ротации. Другая половина – на боевых на Артемовском направлении. Одном из самых горячих. Пацаны встречают нас, как родных. Вообще, волонтеров на передовой любят как главных помощников и людей с родины. А если ты уже бог знает, в какой раз приехал и привез, что просили, то тем более. Разгружаемся в темноте, освещая процесс фонариками. Один из парней сразу примеряет долгожданные теплые сапоги. Вот 44-й размер. Маловаты. Он разочарованно качает головой, но Кудаев протягивает ему 45-й размер. И они подходят. Вот и хорошо.
Часть солдат, разобрав посылки, уходит по своим делам, а некоторые остаются пообщаться. На кухне мы разложили на столе еду, что в дорогу положили наши жены, и вечер потихоньку превращается в ночь.
Говорим обо всем. Конечно же, о ситуации на фронте, в тылу, нормальных и не очень людях. Откровенные солдатские рассказы впечатываются в память, как картины той войны из произведений Константина Симонова или Виктора Некрасова. Пройдет время, и об этом тоже напишут книги. Но пока не время даже для краткого рассказа. Скажу только одно. Пацаны там особые. Замечательные. А на фронте бывает всякое, и далеко не всегда все прекрасно. Хотя, как по-другому может быть на передовой? И парни-фронтовики очень остро чувствуют все: плохое и хорошее. В том числе – несправедливость. Но к дружбе и любви у них отношение особое. Вы бы слышали, как они рассказывают о своих женах! С такой нежностью, какой от них и не ждешь. Да они бы и сами не ожидали от себя такого на гражданке. Но тут другое дело.
А про Кудаева и его товарищей здесь вообще чуть ли не поют дифирамбы.
– Он приезжал часто, еще начиная с Херсона. И была такая яркая история, когда они нам привезли колеса на КамАЗ. Вот это был шедевр! – Смеется наш земляк из станицы Ленинградской с позывным Шустрый. Круглолицый и коротко стриженный, чем-то похожий на улыбающегося колобка. Правда, с руками армейского водителя в вечном мазуте. – Это был подарок судьбы, потому что мы ездили на лысой резине. Встревали так, что вообще! А там местность такая: холмы, подъемы, грязь.
– Не грязь, а жидкий асфальт! – поправляют другие.
– Иной раз поднимаешься по этой глине и боишься, что назад скатишься, как на санках.
Как раз перед Новым годом вляпались в полях и не знали, что делать. Никого рядом нету, а мы вдвоем на этом КамАЗе. Выхода нету! Потом кое-как нашли где-то мотолыгу, она нас дернула, вот мы оттуда и вышли. А то пришлось бы ночевать.
Но когда нам привезли два новых колеса, все изменилось. Переобулись, поставили наперед новую резину. Более-менее укомплектовались, и уже тогда я уверенно ездил.
– Мы выгружаем колеса, а он подходит и говорит, мол, резина немного не такая. Я ему: тогда загружаем обратно? – Нет!!! – это уже Кудаев смеется.
– Это было спасение, Анатолич. Волонтеры для армии очень много значат. Министерство обороны тоже сейчас серьезно работает, но волонтеры выручают очень сильно. А еще это связь с родиной. Вот что мы заказываем дома? С моей стороны – запчасти. Звонишь друзьям: пацаны, передайте то, передайте это. Многие откликаются, многие помогают. И это приятно. А многие хотят сюда. Но я говорю: мужики, вы мне там нужны! Без вас мне здесь будет плохо! Без вас здесь буду, как без рук!
Наши посиделки заканчиваются где-то к часу ночи. Ложимся спать, где есть место. Нам с водителем второй машины повезло, как нуворишам. В нашем распоряжении диван с двумя спальниками. За окном снова сечет дождик…
Стартуем часов в семь утра, когда небо начинает сереть. И почти всю дорогу говорим о пацанах. О том, что они настоящие, как наши деды. Саша вспоминает одного фронтовика из своего поселка.
– Пророков Василий Николаевич, дядя Вася. Всегда с велосипедом ходил. Невысокий, но настоящий, боевой был. Без всяких понтов. Это чувствовалось по нему. Я потом уже прочитал его наградные листы. Он был минометчиком и в 45-м потопил несколько лодок с фашистами, которые переправлялись на наш берег. Сорвал их атаку, наших спас. А когда школьники приходили к нему на День Победы или еще когда, он всегда угощал их конфетами. Я как-то спросил, зачем? У них что, своих нет? И он рассказал, что как-то в 44-м освободили они очередное украинское село. Полевая кухня, как всегда, отстала. Из подвалов выходят голодные чумазые дети и просят поесть. А у него вообще ничего нет. Так их жалко стало! С тех пор всегда конфеты для детей носил.
Дождь закончился, когда мы уже въезжали в ДНР. Тут уже я вызвался быть гидом, чтобы показать, куда ехать, и рассказать о городах, что попадались навстречу. Общее впечатление – дороги! Почти по всему нашему пути они были просто замечательными. Правда, в двух или трех местах ремонт еще велся, но это нисколько не омрачало общего впечатления. Вид сотен километров капитально отремонтированных трасс убедит любого, что Россия пришла в Донбасс навсегда. И очень активно обустраивает многострадальный край.
Следующая точка встречи – Петровский район Донецка, сразу за мостом над железнодорожными путями. На стоянке созваниваемся, ждем солдат. Здесь, как всегда, громко. Фронт уже близко. Недалеко от нас срабатывает ПВО, на небе появляется маленькое белое облачко от сбитой воздушной цели. Пока есть время, общаюсь с другими волонтерами.
– Ну, вообще, это уже моя третья поездка, – говорит Виталий Дробот. – А цель какая? Да помощь фронту, пацанам. Без этого никуда. Поэтому ездили и будем ездить. Сколько надо будет, будем ездить. До победы.
Как говорит Виталий, на этот раз ощущения от Донбасса у него положительные.
– Те территории, которые освободили, уже начинают развиваться. Люди возвращаются, дороги тоже в основном сделаны. Не сравнить с тем, что было в прошлом году!
Начинают подъезжать наши военные за своими посылками. Последним лихо заруливает на стоянку микроавтобус, покрытый маскировочной сетью, как конь попоной. Визжат тормоза, чудо военного дизайна встает, как вкопанное.
– Это только Тринька так может, – говорит Кудаев.
Это действительно он, житель поселка Суворов-Черкесский Александр Тринька, позывной Хантер. Был мобилизован год назад и сейчас выполняет боевые задачи на Донецком направлении. Он тоже очень рад встрече, долго общается с земляками и благодарит волонтеров. Не только этих, а всех.
– Спасибо, что вы нас не забываете, и мы чувствуем такую поддержку. Вот сейчас привезли самое необходимое для зимы, те же самые печки. Ну и медикаменты – это главное сегодня, наверное.
Последняя точка – Волноваха. Год назад возле бывшего автовокзала были одни развалины. А теперь красуется несколько новых трехэтажных домов, построенных строителями из Ямала и Челябинска. Хотя работы еще очень много: с другой стороны дороги – пол-улицы развалин.
– Ну что, поездка, в принципе, прошла нормально. Всем все раздали, все развезли. Всех ребят увидели, – Александр подводит первые итоги, когда наш кортеж уже подъезжает к Мариуполю.
– Скажи мне, а ты не устал от всего этого? Не тяжело?
– Ну, конечно, тяжело. Каждый раз по полторы, а то и две тысячи километров. Сам все видел. Приезжаю домой после очередной поездки и думаю: все! Больше не поеду! Сил уже нет. А потом проходит два-три дня, отдохнешь и снова начинаешь готовиться в дорогу. Ну а как? Пацанам нужно помогать.
В очередную, уже 26-ю поездку он отправится через три недели. А маршрут ему определят жены мобилизованных виноградненцев. Они своим мужьям приготовили очередные посылки.